Анализ коррекционно-развивающей работы за 2021 - 2022 учебный год.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.

 

Анализ коррекционной работы

учителя-логопеда Сысоевой Н.А. за 2021 – 2022 учебный год.

Педагогический стаж по должности учителя – логопеда 22 года.

 

1. Согласно решению ПМПк  были отобраны дети, нуждающиеся в логопедических занятиях к 1 сентября 2021 – 15 детей подготовительной группы.

     Согласно решения районной ПМПК для логопедических занятий были набраны дети с ОВЗ:

2 младшая группа – 3 человека,

Старшая группа – 2 человека,

Подготовительная группа – 1 человек.

 

2. Результативность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2021 – 2022 учебный год:

Подготовительная группа:

 

уровень

Начало года

Конец года

чел.

%

общий

чел.

%

общий

Неречевые

псих-е

функции

низкий

7

44%

56%

0

0%

100%

средний

9

56%

4

25%

высокий

0

0%

12

75%

Моторная

сфера

низкий

5

31%

69%

2

13%

87%

средний

7

44%

5

31%

высокий

4

25%

9

56%

Фонематическое

восприятие

низкий

6

36%

63%

1

6%

94%

средний

10

63%

5

31%

высокий

0

0%

10

63%

Словарь

низкий

5

31%

69%

1

6%

94%

средний

9

56%

5

31%

высокий

2

13%

10

63%

Грамматический

строй

низкий

8

31%

63%

1

6%

94%

средний

5

50%

7

44%

высокий

2

13%

8

50%

Связная речь

низкий

6

36%

56%

2

13%

63%

средний

8

50%

6

36%

высокий

1

6%

8

50%

Фонетика

низкий

9

56%

44%

2

13%

87%

средний

5

31%

5

31%

высокий

2

13%

9

56%

Общий уровень

усвоения

программы

60%

88%

Эффективность

28%

 

Дети подготовительной группы посещали логопедические занятия 1 учебный год.  У некоторых детей сложная структура дефекта, что влияет на результативность работы. Однако, у всех детей удалось добиться значительных улучшений речевого и психического развития (улучшение уровня развития речи, постановка звуков, улучшение состояния слоговой структуры слова, усложнение фразовой речи, совершенствование связной речи). 

Согласно решению ПМПк, 15 детей, посещавших логопедические занятия, выпускаются в школу, 1 ребёнок  переводится в подготовительную группу на следующий год обучения.

 

3. Коррекционная работа с детьми проводилась в форме индивидуальной и   подгрупповой НОД.

Для проведения подгрупповой нод дети объединялись в микро-группы для наиболее эффективного усвоения программного материала.

Индивидуальные коррекционные занятия каждый ребёнок посещал от 2х до 5ти раз в неделю, в зависимости от тяжести дефекта и этапа коррекционной работы.

Начало подгрупповой нод – 13 сентября 2021г, окончание – 13 мая 2022 года. Каникулы, согласно уставу МБДОУ «Детский сад №10 компенсирующего вида» г. Сосногорска, были организованы в последнюю неделю декабря, и первую неделю января.

 

4. Проведение логопедического обследования детей, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы обсуждение результатов обследования с воспитателями, музыкальным работником.                                                                                                            – сентябрь.

 

5. Корректирование индивидуальных планов работы,  (прослеживание динамики коррекционной работы с ребёнком)                                                                                                                            -  январь.

                                                                                                                                   

6. Направление нуждающихся детей к врачам специалистам: к психоневрологу, невропатологу, составление сопроводительных характеристик на детей                                                                                                               

                                                                                                                                                - в течение года.

7. Ведение необходимой документации (речевых карт, перспективного плана, индивидуальных тетрадей детей, тетрадей для вечерних занятий воспитателя с детьми по заданию логопеда, табеля посещаемости занятий, протоколов консультационного пункта, карты посещения консультаций родителями и воспитателями)     

                                                                                                                                                - в течение года.                                                                                                                                                                                                                          

 

9. Диагностика речевого развития детей подготовительной группы                                         

                                                                                                                     – в начале года и по итогам года.

 

10. Сотрудничество с родителями:

а). Привлечение родителей к выполнению домашних заданий.                                – в течение года.

    

б). Регулярное обновление материала в родительском уголке.    

                                                                                                                                           – в течение года.

в). Индивидуальные консультации   по проблемам усвоения детьми программного материала.  

                                                                                                                                           – в течение года.

г). Индивидуальные консультации  по запросам родителей.                                      – в течение года.                        

 

11. Участие в педсоветах МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.  

                                                                                                                                                – в течение года.

                                                                                       

12. Участие в РМО логопедов:

  • Посещение открытых занятий                                                                                 – в течение года;
  • Активное участие в обсуждении актуальных вопросов логопедии с учителями-логопедами Сосногорского района                                                                                               - в течение года.

 

13. Разработка и оформление авторской дидактической разработки «Артикуляционная гимнастика с чудиками (Боба и его друзья)»  (практический авторский материал по использованию  игровых артикуляционных, мимических упражнений на  занятиях по развитию и формированию фонетико-фонематических представлений). Утверждение материала педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 10» г. Сосногорска.

                                                                                                                                                 - в течение года.

14. Углублённая работа над темой «Многофункциональность игровых задач при автоматизации звуков».                                                                                                                                    - в течение года.                                                                                                                       

 

15. Систематическая работа на консультационной площадке по теме: «Определение уровня развития всех компонентов речевой системы ребёнка» для детей, не посещающих детские сады и для детей, не охваченных логопедической помощью в детских садах г. Сосногорска. Составление протоколов каждой консультации и заполнение журнала учёта посещений.                                    - в течение года.                                                                                                                                                                            

 

16. Повышение квалификации:

·         Посещение семинаров и тренингов:

- 28 июля 2021г. участие в вебинаре "Весенне-летняя сенсорика для запуска речи" с Ринатом Каримовым.

- 14 октября 2021г. участие в вебинаре "Интерактивные методики коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста" 2 часа.

- 19 октября 2021г. Участие в вебинаре "Новые лайфхаки в постановке звуков"

- 15 октября - 15 ноября 2021г. Курсы повышения квалификации "Алалия. Причины. Формы. Коррекционная работа" Т.Г.Визель. 72 часа.

- 3 декабря 2021г. Участие в вебинаре "Дети с ограниченным возможностями, но безграничными талантами".

- 29 марта 2022г. Прослушала онлайн вебинар "Произвольное внимание или как помочь ребёнку быть внимательным".

- 31 марта 2022г. Участие в инклюзивном фестивале "Люди как люди". "Универсальный дизайн на пути к инклюзивному обществу".

·         Изучение книжных новинок и статей по специальности в журналах «Дефектология», «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика» (электронных версий) с целью внедрения новых разработок в практику своей работы.                                                                                                                – в течение года.

·         Приобретение методической и дидактической литературы по специальности и по внедрению ФГОС в практику работы учителя-логопеда.                                                                                           

                                                                                                                              - в течение года.

·         Разработка и применение компьютерных игр и презентаций для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.                                                  – в течение года.

·         Использование подписки портала Мерсибо для использования компьютерных игр в логопедической практике                                                                                  - в течение года.

·         Посещение открытых занятий, семинаров.                                                     – в течение года.

·         Участие в обсуждении различных тем и обмен опытом по логопедии, дефектологии и психологии на специализированных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.                                                            

                                                                                                                               – в течение года.

·         Ведение собственно сайта в Интернет.                                                            – в течение года.

 

17. Приняла участие в конкурсах профессионального мастерства:

·         22 ноября 2021г. победитель Международного конкурса профессионального мастерства "Современные технологии в обучении детей с ОВЗ". Авторский материал «Сказки обезьянки До-до» (Диплом 1 степени).

·         Приняла участие в 9м Республиканском Конкурсе педагогического мастерства по разработке и применению цифровых образовательных ресурсов 2021г. (сертификат участника в номинации «Образовательные блоги и сайты педагогов»).

·         23 мая 2022г. Приняла участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения "Отдавая сердце" (Диплом за 1 место).

 

18. Наполнение различными материалами персонального сайта МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.                                                                                          – в течение года.

 

19. Пополнила логопедический кабинет:

·         дидактическими пособиями по коррекции слоговой структуры слова и коррекции звукопроизношения, по развитию фонематического слуха, связной речи; по преодолению лексико-грамматических нарушений, по развитию внимания, памяти, восприятия, процессов мышления; по обследованию речи детей; по развитию мелкой моторики и общих речевых навыков детей; по работе с неговорящими детьми, детьми раннего и младшего дошкольного возраста; по обучению элементам грамоты.                                                                 – в течение года.

·         Приобрела методическую литературу по работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.                                                                                                                                  – в течение года.

·         Обогатила сенсорную среду логопедического кабинета (природный материал, гидрогель, цветной рис, кинетический песок, зерна кофе, фасоль, ортопедические коврики)                 – в течение года.                                                                           

 

20. Проверка речи  детей, посещающих МБДОУ № 10 (2ая младшая, средняя, старшая группы), с целью выявления детей с нарушениями речи и наблюдения за динамикой развития.   

                                                                                                                                                                 – май.

 

21. Участие в ПМПк детского сада, составление протоколов ПМПк                                              - май. 

 

22. Работа в районной ПМПК.                                                                                            – в течение года.                                  

 

23. Составление  отчёта коррекционно-развивающей деятельности за 2021 – 2022 учебный год.                                                                                                  

                                                                                                                                                        – май 2022г.

24. Разработка комплексно – тематического, календарно – тематического и перспективного планов на 2021 - 2022 учебный год.                                                                                                        – май 2022г.

 

25. Работа осуществлялась в тесном контакте с воспитателями, дефектологом МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.                                               

                                                                                                                                                 – в течение года.

 

 Подпись ________________ /учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска  Сысоева Н.А./

 

 


Анализ коррекционно-развивающей работы за 2020-2021 учебный год.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.

 

Анализ коррекционной работы

учителя-логопеда Сысоевой Н.А. (подготовительная группа, 3й год обучения).

за 2020 – 2021 учебный год.

 

Педагогический стаж по должности учителя – логопеда 21 год.

1. Согласно решению ПМПк  были отобраны дети, нуждающиеся в логопедических занятиях к 1 сентября 2020 года. Списочный состав группы – 24 ребёнка.

 

2. Результативность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2020 – 2021 учебный год:

 

 

уровень

Начало года

Конец года

чел.

%

общий

чел.

%

общий

Неречевые

псих-е

функции

низкий

13

54%

46%

0

0%

100%

средний

10

42%

8

33%

высокий

1

4%

16

66%

Моторная

сфера

низкий

15

62%

37%

0

0%

100%

средний

8

33%

9

36%

высокий

1

4%

15

63%

Фонематическое

восприятие

низкий

10

42%

58%

1

4%

95%

средний

12

50%

6

25%

высокий

2

8%

17

70%

Словарь

низкий

9

36%

62%

2

8%

95%

средний

14

58%

7

29%

высокий

1

4%

15

62%

Грамматический

строй

низкий

8

33%

66%

1

4%

96%

средний

15

62%

7

29%

высокий

1

4%

16

67%

Связная речь

низкий

10

42%

58%

4

17%

83%

средний

13

54%

6

25%

высокий

1

4%

14

58%

Фонетика

низкий

9

36%

62%

3

13%

85%

средний

8

33%

5

21%

высокий

7

29%

16

67%

Общий уровень

усвоения

программы

55%

93%

Эффективность

38%

 

У некоторых детей сложная структура дефекта, что влияет на результативность работы. Однако, у всех детей удалось добиться значительных улучшений речевого и психического развития (изменение степени моторной алалии у детей, повышение уровня развития речи, постановка звуков, улучшение состояния слоговой структуры слова, усложнение фразовой речи, совершенствование связной речи). 

Согласно решению ПМПк, 22 ребёнка выпускаются в школу, 2 ребёнка  переводятся в подготовительную логопедическую группу на следующий год обучения.

 

3. Коррекционная работа с детьми проводилась в форме индивидуальной и   подгрупповой НОД.

С детьми проводилось по 2 подгрупповых логопедических нод в неделю (по формированию лексико-грамматического строя речи,  развитию связной речи, по формированию фонетической стороны речи, развитию навыков звукового анализа и синтеза).

Для проведения подгрупповой нод дети объединялись в микро-группы для наиболее эффективного усвоения программного материала.

Индивидуальные коррекционные занятия каждый ребёнок посещал от 3х до 5ти раз в неделю, в зависимости от тяжести дефекта и этапа коррекционной работы.

Начало подгрупповой нод – 14 сентября 2020г, окончание – 14 мая 2021 года. Каникулы, согласно уставу МБДОУ «Детский сад №10 компенсирующего вида» г. Сосногорска, были организованы в последнюю неделю декабря, и первую неделю января.

 

4. Проведение логопедического обследования детей, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы обсуждение результатов обследования с воспитателями, музыкальным работником.                                                         – сентябрь.

 

5. Корректирование индивидуальных планов работы,  (прослеживание динамики коррекционной работы с ребёнком)                                                                                                                                                                                      -  январь.

                                                                                                                                  

6. Направление нуждающихся детей к врачам специалистам: к психоневрологу, невропатологу, составление сопроводительных характеристик на детей                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                        - в течение года.

7. Ведение необходимой документации (речевых карт, перспективного плана, индивидуальных тетрадей детей, тетрадей для вечерних занятий воспитателя с детьми по заданию логопеда, табеля посещаемости занятий, протоколов консультационного пункта, карты посещения консультаций родителями и воспитателями)                                                                                       - в течение года.                                                                                                                                                                                                                          

 

9. Диагностика речевого развития детей подготовительной группы                                                        – в начале года и по итогам года.

 

10. Сотрудничество с родителями:

а)Проведение родительских собраний:

  • «Результаты диагностического обследования детей на начало учебного года. Цели и задачи коррекционно-развивающего обучения в подготовительной группе».                                                                                                                       – сентябрь.
  • «Профилактика нарушений письма и чтения».                                                                                                           – декабрь.
  • «Результаты коррекционной работы за весь период обучения. Рекомендации на лето. Что и как читать детям».                                                                                                                                                                             – май.

б). Привлечение родителей к выполнению домашних заданий.                                                                                               – в течение года.

в). «Родительские пятиминутки» - индивидуальные и подгрупповые собеседования с родителями, консультации с показом приёмов индивидуальной работы:

  • Правильная речь – залог успеха первоклассника.
  • Речь взрослых – образец для подражания.
  • Планшет – можно или нет?
  • Обогащаем словарь детей.
  • Как научить ребёнка правильно держать карандаш и ручку.
  • Как помочь ребёнку запомнить буквы.
  • Этот коварный звук «Р».
  • Речевая готовность ребёнка к школе.
  • О чём поговорить с ребёнком?.
  • Учить нельзя играть.
  • Что ответить почемучке?
  • Обязательно ли соблюдать режим дня?
  • Мультики – мешают или развивают?
  • Какие вопросы нужно задать неврологу?
  • Гиперактивность – причины и виновники.

г).  Регулярное обновление материала в родительском уголке.                                                                                        – в течение года.

д).  Участие в подготовке праздничных утренников для родителей.                                           - в течение года.                                                                                                         

е). Анкетирование родителей с целью получения информации об эффективности коррекционных занятий с точки зрения родителей,  выявление запросов, пожеланий и отношения родителей к особенностям своего ребёнка и к коррекционной работе, проводимой с ним.        -   сентябрь, май.                                                                                                                                                                                                        

ж).  Индивидуальные консультации   по проблемам усвоения детьми программного материала.                               - январь, май.         

и) Индивидуальные консультации  по запросам родителей.                                                                                                        – март.

 

11. Участие в педсоветах МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска.                                                                                                                                                                                                                                                                           – в течение года.

 

12. Участие в РМО логопедов:

  • Посещение открытых занятий                                                                                                                                     – в течение года;
  • Активное участие в обсуждении актуальных вопросов логопедии с учителями-логопедами Сосногорского района                                                                                                                                                                              - в течение года.

·         Проведение открытого мероприятия в рамках РМО учителей-логопедов: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с ребёнком с ОНР 3 уровня подготовительной  группы по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, словосочетаниях и простых фразах в сочетании с движением.                                                                                               – апрель 2021г.                                         

13. Разработка и оформление авторской дидактической разработки «Артикуляционная гимнастика с чудиками (Боба и его друзья)»  (практический авторский материал по использованию  игровых артикуляционных, мимических упражнений на  занятиях по развитию и формированию фонетико-фонематических представлений). Утверждение материала педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 10» г. Сосногорска.

                                                                                                                                                                                                      - в течение года.

14. Углублённая работа над темой «Нейропсихологические игры в логопедической работе с детьми 4х лет»   и темой «Автоматизация звуков в движении – уход от кабинетной речи»                                                                                                                       - в течение года.                                                                                                                       

 

15. Систематическая работа на консультационной площадке по теме: «Определение уровня развития всех компонентов речевой системы ребёнка» для детей, не посещающих детские сады и для детей, не охваченных логопедической помощью в детских садах г. Сосногорска. Составление протоколов каждой консультации и заполнение журнала учёта посещений.         

                                                                                                                                        - в течение года.                                                                                                                                                                            

16. Повышение квалификации:

·         Посещение семинаров и тренингов:

- 11 декабря 2020 г. Обучение с итоговым тестированием на вебинаре "Рецепты запуска речи - результаты коррекционных занятий с ребёнком с алалией".

- 15 декабря 2020г. Посетила вебинар Рената Каримова "Секреты успешного педагога".

- 25 мая 2021 г. Приняла участие в вебинаре КРИРО г. Сыктывкара «Игры на развитие внимания с детьми с ОВЗ».

- 26 мая 2021 г. Приняла участие в вебинаре КРИРО г. Сыктывкара «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ»

- 27 мая 2021 г. Приняла участие в вебинаре КРИРО г. Сыктывкара «Методические рекомендации по организации занятий АФК для детей с задержкой психического развития».

·         Изучение книжных новинок и статей по специальности в журналах «Дефектология», «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика» (в том числе электронных версий) с целью внедрения новых разработок в практику своей работы.                                                                                                                  – в течение года.

·         Приобретение методической и дидактической литературы по специальности и по внедрению ФГОС в практику работы учителя-логопеда.                                                                                           

                                                                                                                                                                                 - в течение года.

·         Разработка и применение компьютерных игр и презентаций для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.                                                                                                                                                                 – в течение года.

·         Использование подписки портала Мерсибо для использования компьютерных игр в логопедической практике                                                                                                                                                                 - в течение года.

·         Посещение открытых занятий, семинаров.                                                                                                      – в течение года.

·         Участие в обсуждении различных тем и обмен опытом по логопедии, дефектологии и психологии на специализированных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.                                                            

                                                                                                                                                                               – в течение года.

·         Ведение собственно сайта в Интернет.                                                                                                            – в течение года.

 

17. Пополнила логопедический кабинет:

·         дидактическими пособиями по коррекции слоговой структуры слова и коррекции звукопроизношения, по развитию фонематического слуха, связной речи; по преодолению лексико-грамматических нарушений, по развитию внимания, памяти, восприятия, процессов мышления; по обследованию речи детей; по развитию мелкой моторики и общих речевых навыков детей; по работе с неговорящими детьми, детьми раннего и младшего дошкольного возраста; по обучению элементам грамоты.                                                                                                                                                                                                                       – в течение года.

·         Приобрела методическую литературу по работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.                                                                                                                                                                                    – в течение года.

·         Обогатила сенсорную среду логопедического кабинета (природный материал, гидрогель, цветной рис, песок, зерна кофе, фасоль)                                                                                                                                                                                – в течение года.

 

18. Проверка речи  детей, посещающих МБДОУ № 10 (2ая младшая, средняя, старшая группы), с целью выявления детей с нарушениями речи и наблюдения за динамикой развития.   

                                                                                                                                                                                                   – октябрь, апрель.

 

19. Участие в ПМПк детского сада, составление протоколов ПМПк                                                                                 - май. 

 

20. Работа в районной ПМПК.                                                                                                                      – в течение года.                                  

 

21. Составление  отчёта коррекционно-развивающей деятельности за 2020 – 2021 учебный год.                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                 – май 2021г.

22. Разработка комплексно – тематического, календарно – тематического и перспективного планов на 2021 - 2022 учебный год.                                                                                                                                                                                          – май 2021г.

 

23. Работа осуществлялась в тесном контакте с воспитателями, логопедами, дефектологами.ю учителем-психологом и музыкальным работником МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.                                               

                                                                                                                                                                                                – в течение года.

 

 Подпись ________________ /учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска  Сысоева Н.А./

 

 

 


Анализ коррекционно-развивающей работы за 2018-2019 учебный год

Анализ коррекционной работы

 на средней логопедической группе учителя-логопеда Сысоевой Н.А.

за 2018 – 2019 учебный год.

 

Педагогический стаж по должности учителя – логопеда 19 лет.

1. Согласно решению ПМПк  была сформирована средняя логопедическая группа к 1 сентября 2018 года. Списочный состав группы – 22 ребёнка.

 

2. Результативность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2018 – 2019 учебный год:

 

Заключение специалиста (логопед, невролог)

Сентябрь 2018 года

Май 2019 года

кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Моторная алалия

6

27%

5

22%

ЗПР

2

9%

2

9%

Дизартрия

22

100%

22

100%

Полиморфная дислалия

0

0%

0

0%

ОНР 1 уровня

2

9%

0

0%

ОНР 2 уровня

7

32%

4

18%

ОНР 3 уровня

7

32%

13

59%

ОНР 4 уровня

0

0%

0

0%

Норма

0

0%

0

0%

 

Средняя логопедическая группа – 22 ребёнка.

 

Уровень развития речи

Сентябрь 2018 года

Май 2019 года

кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

0

0%

0

0%

Выше среднего

0

0%

2

9%

Средний

8

36%

12

55%

Ниже среднего

6

27%

3

13%

Низкий

8

36%

5

22%

 

У некоторых детей сложная структура дефекта, что влияет на результативность работы. Однако, у всех детей удалось добиться значительных улучшений речевого и психического развития (изменение степени моторной алалии у детей, «запуск речи» неговорящих детей с моторной алалией и ОНР 1 уровня, повышение уровня развития речи, постановка звуков, улучшение состояния слоговой структуры слова, усложнение фразовой речи). 

Согласно решению ПМПк, все дети средней логопедической группы переводятся в старшую логопедическую группу на следующий год обучения.

 

3. Коррекционная работа с детьми проводилась в форме индивидуальной,  подгрупповой и фронтальной НОД.

В группе проводилось по 3 фронтальных логопедических нод в неделю (по формированию лексико-грамматического строя речи,  развитию связной речи, по формированию фонетической стороны речи, развитию навыков звукового анализа и синтеза).

Для проведения подгрупповой нод дети объединялись в микро-группы для наиболее эффективного усвоения программного материала.

Индивидуальные коррекционные занятия каждый ребёнок посещал от 3х до 5ти раз в неделю, в зависимости от тяжести дефекта и этапа коррекционной работы.

Начало фронтальной нод – 17 сентября 2018г, окончание – 17 мая 2019 года. Каникулы, согласно уставу МБДОУ «Детский сад №10 компенсирующего вида» г.Сосногорска, были организованы в последнюю неделю декабря, и первую неделю марта.

 

4. Проведение логопедического обследования детей, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы обсуждение результатов обследования с воспитателями, музыкальным работником.                                                                                                                                                                                                                   – сентябрь.

 

5. Корректирование индивидуальных планов работы,  (прослеживание динамики коррекционной работы с ребёнком)                                                                                                                                                               -  январь.

                                                                                                                                   

6. Направление нуждающихся детей к врачам специалистам: к психоневрологу, невропатологу, составление сопроводительных характеристик на детей                                                                                                               

                                                                                                                                               - в течение года.

7. Ведение необходимой документации (речевых карт, перспективного плана, индивидуальных тетрадей детей, тетрадей для вечерних занятий воспитателя с детьми по заданию логопеда, табеля посещаемости занятий, протоколов консультационного пункта, карты посещения консультаций родителями и воспитателями)     

                                                                                                            - в течение года.                                                                                                                                                                                                                          

 

9. Диагностика речевого развития детей средней логопедической  группы                                         

                                                                                                                                                 – в начале года и по итогам года.

 

10. Сотрудничество с родителями:

а)Проведение родительских собраний:

·        «Результаты диагностического обследования детей на начало учебного года. Цели и задачи коррекционного обучения в средней логопедической группе».                                                                                                                                                                                                                                        – сентябрь.

·        «Использование продуктивной деятельности для формирования познавательной сферы и речевой функции детей  дошкольного возраста. Развитие пассивного и активного словаря».                                     – декабрь.

·        «Результаты коррекционной работы за год. Рекомендации на лето. Что и как читать детям».                                                                                                                                                                               – май.

б). Привлечение родителей к выполнению домашних заданий.                                                        – в течение года.

в). «Родительские пятиминутки» - индивидуальные и подгрупповые собеседования с родителями, консультации с показом приёмов индивидуальной работы:

·        Ознакомление с результатами обследования общего и речевого развития детей и индивидуальными планами работы с каждым ребёнком.

·        Допустимость и необходимость консультаций у врачей-специалистов (психоневролога, отоларинголога, невропатолога).

·        Как пополнять словарный запас детей 4 лет.

·        Играем и развиваем грамматический строй речи.

·        «Говорим правильно» - о развитии и совершенствовании связной речи.

·        Выполнение домашних заданий в индивидуальных тетрадях детей на данном этапе коррекционной работы

·        «Занимательные прогулки» - как развивать речь во время прогулок в разное время года.

·        Создание благоприятных условий для речевого развития дома.

·        Охрана нервной системы ребёнка.

·        Подготовка руки к письму.

·        Другие темы по запросу родителей.

г).  Регулярное обновление материала в родительском уголке.  

                                                                                                                                                                                – в течение года.

д).  Участие в подготовке праздничных утренников для родителей.                                                  - в течение года.                                                                                                        

е). Анкетирование родителей с целью получения информации об эффективности коррекционных занятий с точки зрения родителей,  выявление запросов, пожеланий и отношения родителей к особенностям своего ребёнка и к коррекционной работе, проводимой с ним.                                                                                             – сентябрь, май.

ж). Семинар-практикум в игровой форме: «Как и для чего выполнять артикуляционную гимнастику дома».                                                                                                                                                                                                   – октябрь.

з). Круглый стол для родителей «Гаджеты: за и против».                                                                        – ноябрь.

и) Тестирование родителей «Достаточно ли внимания Вы уделяете своему ребенку».                                                                                                                                                                                                                                            – ноябрь.

к). Выставка пособий и   методической литературы для   родителей по применению здоровье сберегающих технологий в домашних условиях.

                                                                                                                                                                                - декабрь.                    

л).  Индивидуальные консультации   по проблемам усвоения детьми программного материала.                                                                                                                                                                                                                       – январь.

м) Выставка пособий и   методической литературы для   родителей по развитию моторики в домашних условиях.                                                                                                                                                                – январь.      

н) Индивидуальные консультации  по запросам родителей.                                                                  – март.

о) Выставка детских работ, поделок, изготовленных вместе с родителями «Трудный звук – ты наш друг!»                                                                                                                                                                                                          - апрель.

 

11. Участие в педсоветах МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска.                                                                                                                                                                                                                         – в течение года.

 

12. Участие в РМО логопедов:

·        Посещение открытых занятий                                                                                                – в течение года;

·        Активное участие в обсуждении актуальных вопросов логопедии с учителями-логопедами Сосногорского района                                                                                                                                               - в течение года.

 

13. Оформление авторской дидактической разработки «Сказки обезьянки До-до»  (практический авторский материал по использованию  игровых артикуляционных, мимических и пальчиковых  упражнений на  занятиях по развитию и формированию фонетико-фонематических представлений). Утверждение материала педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 10» г.Сосногорска.

                                                                                                                                                                        - в течение года.

14. Углублённая работа над темой «Нейропсихологические игры в логопедической работе с детьми 4х лет»                                                                                                                                                                                             - в течение года.

 

15. Систематическая работа на консультационной площадке по теме: «Определение уровня развития всех компонентов речевой системы ребёнка» для детей, не посещающих детские сады и для детей, не охваченных логопедической помощью в детских садах г.Сосногорска. Составление протоколов каждой консультации и заполнение журнала учёта посещений.                                                                               - в течение года.                                                                                                                                                                            

16. Повышение квалификации:

·        Курсы повышения квалификации (г.Москва Учебный центр «Логопед-мастер», 72 часа)                                                                                                                                                                                                     - ноябрь 2018г.

·        Посещение семинаров и тренингов:

«Механизмы тяжёлых нарушений речи (алалия, аутизм)                                                      - декабрь 2018;

«Этапы и технологии коррекции речевой диспраксии и дизартрии у детей по МАР-metod»                                                                                                                                                                                                     - март 2019г;

«Дизартрия. Практический тренинг»                                                                                            - апрель 2019г;

Форум с международным участием «Инклюзия в контексте международного опыта»                                                                                                                                                                                                                  - апрель 2019г.

·        Изучение книжных новинок и статей по специальности в журналах «Дефектология», «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика» (в том числе электронных версий) с целью внедрения новых разработок в практику своей работы.                                    – в течение года.

·        Приобретение методической и дидактической литературы по специальности и по внедрению ФГОС в практику работы учителя-логопеда.                                                                                            

                                                                                                                                                               - в течение года.

·        Поиск новых приёмов работы с компьютерным  тренажёром «Дэльфа – 130»                                                                                                                                                                                                                         – в течение года.

·        Разработка и применение компьютерных игр и презентаций для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.                                                                                                                 – в течение года.

·        Использование подписки портала Мерсибо для использования компьютерных игр в логопедической практике                                                                                                                                               - в течение года.

·        Посещение открытых занятий, семинаров.                                                                          – в течение года.

·        Углублённая работа над темой  «Комплекс мероприятий по развитию, коррекции и совершенствованию невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 – 3 уровня «Общение без мучения».                                                                                                                                           – в течение года.

·        Участие в обсуждении различных тем и обмен опытом по логопедии, дефектологии и психологии на специализированных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.                  – в течение года.

·        Ведение собственно сайта в Интернет.                                                                                 – в течение года.

 

17. Участие в Республиканских конкурсах:

·        «Лучший педагог специального (коррекционного) образования»

                                                                                                                                                                                  - ноябрь 2018г.

·        «Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»                                                                                                                                                                                                      - октябрь 2018г.

 

18. Пополнила логопедический кабинет:

·        дидактическими пособиями по коррекции слоговой структуры слова и коррекции звукопроизношения, по развитию фонематического слуха, связной речи; по преодолению лексико-грамматических нарушений, по развитию внимания, памяти, восприятия, процессов мышления; по обследованию речи детей; по развитию мелкой моторики и общих речевых навыков детей; по работе с неговорящими детьми, детьми раннего и младшего дошкольного возраста; по обучению элементам грамоты.                                                                                                                                                                                                                                                                        – в течение года.

·        Приобрела методическую литературу по работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.                                                                                                                                                                                                     – в течение года.

·        Обогатила сенсорную среду логопедического кабинета (природный материал, гидрогель, цветной рис, песок, зерна кофе, фасоль)                                                                                                                                             – в течение года.

 

19. Проверка речи  детей, посещающих МБДОУ № 10 (ясельные, 2ая младшая, средняя, старшая группы), с целью выявления детей с нарушениями речи и наблюдения за динамикой развития.                                       – октябрь, апрель.

 

20. Участие в ПМПк детского сада, составление протоколов ПМПк                                                                             - май. 

 

21. Работа в районной ПМПК.                                                                                                     – в течение года.                                  

 

22. Составление  отчёта коррекционно-развивающей деятельности за 2018 – 2019 учебный год.                                                                                                                                                                                                                                     – май 2019г.

 

23. Разработка комплексно – тематического, календарно – тематического и перспективного планов на 2019 - 2020 учебный год.                                                                                                                                                                    – май 2019г.

 

24. Работа осуществлялась в тесном контакте с воспитателями, логопедами, дефектологами и музыкальным работником МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска.                                              

                                                                                                                                                                                        – в течение года.

 

Данная коррекционно – развивающая работа с детьми будет продолжена в следующем году, и рассчитана на 3 года обучения, что позволит детям овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что сформирует готовность к обучению в школе и выровняет речевое и психическое развитие детей.          

 

 

 


Сводная таблица динамики уровней развития речи детей за 3 года.

     Группа,

             период             

 

Уровень

развития речи.

2ая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

2014 – 2015 уч/год

2015 – 2016 уч/год

2016 – 2017 уч/год

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Низкий

9

56%

4

25%

4

25%

2

12%

1

6%

0

0%

Ниже среднего

4

25%

3

19%

5

31%

1

6%

4

25%

2

12%

Средний

3

19%

7

44%

6

38%

6

38%

8

50%

5

31%

Выше среднего

0

0%

2

12%

0

%

6

38%

2

12%

6

38%

Высокий

0

0%

0

0%

0

0%

1

6%

1

6%

3

19%


Качественный анализ работы за 3 года.

     Во 2 мл. логопедической группе у некоторых детей сложная структура дефекта (моторная алалия, дизартрия, ЗПР различной степени, неврологические нарушения), что влияет на результативность работы. Однако, у всех детей удалось добиться значительных улучшений речевого и психического развития (выход из моторной алалии одного ребёнка, запуск речи у второго ребёнка с моторной алалией, повышение уровня развития речи у всех детей, постановка нарушенных звуков). Решением МПк все дети переведены в среднюю логопедическую группу и коррекционная работа с ними  была продолжена по специально разработанным индивидуальным и фронтальным программам.

     Анализируя полученные данные итоговой диагностики в средней группе, можно сделать вывод об эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми. У всех детей наблюдается повышение уровня развития речи, удалось добиться значительных успехов в развитии психических процессов у детей с ЗПР, также ощутимо повысился уровень связной речи и лексико-грамматической стороны речи у всех детей. 1 ребёнок показал высокий уровень развития речи. 2 ребёнка остаются с низким уровнем развития речи, в силу тяжести дефекта (ОНР-1 уровня, дизартрия, ЗПР) и некоторой отстранённости родителей от коррекционной работы и нежелания обращаться к врачам-специалистам за консультацией и лечением. Но и у этих детей удалось добиться положительной динамики в развитии: повысилась мотивация к речевому общению, увеличился пассивный и активны словарный запас, поставлены и автоматизированы звуки раннего онтогенеза, улучшилось состояние психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления). Решением МПк все дети переведены в старшую логопедическую группу и коррекционная работа с ними  была продолжена по специально разработанным индивидуальным и фронтальным программам.

     Итоговая диагностика уровня развития речи детей в конце учебного года старшей логопедической группы показала, что проводимая коррекционно-развивающая работа с детьми эффективна и даёт хорошую положительную динамику развития у всех детей. Детей с высоким уровнем речевого развития 3 человека, детей с низким уровнем развития речи нет. У всех детей отмечаются качественные положительные результаты: пополнился словарный запас (но активный словарь детей преимущественно номинативно-предикативный, что требует дальнейшей работы по развитию адъективной функции речи); грамматический строй речи в пределах нормы у 4 детей (25%), у 2 детей (12%) – нарушение всех компонентов грамматического строя речи, у остальных 10 детей (62%)  присутствуют аграмматизмы; 4 детям (25%) поставлены и введены в речь все нарушенные звуки, у 10 детей (62%) звуки в стадии автоматизации, у 2 детей (12%) звуки в стадии постановки; развития связной речи улучшилось у всех детей, 3 человека показывают высокий уровень, 2 ребёнка со сложной структурой дефекта не могут самостоятельно пересказывать рассказ, объединить предложения в текст, требуется продолжить систематическую работу в этом направлении; у всех детей группы развиваются коммуникативные умения и навыки, дети общаются между собой, со взрослыми, могут задавать вопросы и поддерживать беседу; у всех детей улучшилась память, внимание, мышление, усидчивость, но у одного ребёнка остаётся ЗПР средней степени, что требует системной коррекции и активного участия родителей. Все дети переведены в подготовительную логопедическую группу и коррекционная работа с ними  продолжена по специально разработанным индивидуальным и фронтальным  программам.

   На основе полученных данных, можно сделать вывод о стабильной положительной динамике коррекционно-развивающей работы проводимой учителем-логопедом.

 

    Анализируя опыт работы учителем-логопедом за предыдущие 18 лет, пришла к выводу, что эффективность коррекционно-развивающей работы несколько снижается, несмотря на постоянное повышение квалификации, значительное улучшение качества проводимой работы, новых программ и применение новых технологий. Обсуждая данный вопрос на круглых столах с коллегами, мы пришли к выводу, что в последнее время появилась негативная тенденция к увеличению количества детей в логопедических группах.  Для качественной работы необходимо, чтобы соблюдались нормы, прописанные в нормативных актах. Для детей с ТНР 2-5лет  - не более 6 человек, 5-7 лет – не более 12 человек. Но эти нормы не соблюдаются, в связи с нехваткой мест в детских садах. А также увеличилось количество детей со сложными речевыми нарушениями и неврологической патологией. Однако, учитель-логопед нашего Детского сада, в данной ситуации, старается организовать свою коррекционную работу так, чтобы каждый ребёнок получил необходимую помощь. Но эффективность коррекционно-развивающей работы будет, несомненно, выше, при соблюдении норм и правил набора детей в логопедические группы.   


Анализ коррекционной работы                                     за 2016 – 2017 учебный год.

16 детей (старшая группа)

Уровень

Начало года

Конец года

чел

%

Эффект.

усвоения

чел

%

Эффект.

усвоения

Словарь

Низкий

2

12%

63%

1

6%

87%

Ниже среднего

4

25%

1

6%

Средний

6

38%

2

12%

Выше среднего

3

19%

3

19%

Высокий

1

6%

9

56%

Звуковая культура

Низкий

2

12%

57%

0

0%

87%

Ниже среднего

5

31%

2

12%

Средний

6

38%

5

31%

Выше среднего

3

19%

5

31%

Высокий

0

0%

4

25%

Грамма-тический строй

Низкий

1

6%

68%

0

0%

87%

Ниже среднего

4

25%

2

12%

Средний

8

50%

5

31%

Выше среднего

2

12%

5

31%

Высокий

1

6%

4

25%

Связная речь

Низкий

1

6%

63%

0

0%

88%

Ниже среднего

5

31%

2

12%

Средний

6

38%

5

31%

Выше среднего

3

19%

6

38%

Высокий

1

6%

3

19%


Анализ коррекционной работы за 2015 – 2016 учебный год.

16 детей (средняя группа)

Уровень

Начало года

Конец года

чел

%

Эффект.

усвоения

чел

%

Эффект.

усвоения

Словарь

Низкий

4

25%

57%

2

12%

82%

Ниже среднего

3

19%

1

6%

Средний

6

38%

6

38%

Выше среднего

3

19%

6

38%

Высокий

0

0%

1

6%

Звуковая культура

Низкий

4

25%

63%

1

6%

88%

Ниже среднего

2

12%

1

6%

Средний

7

44%

8

50%

Выше среднего

3

19%

6

38%

Высокий

0

0%

0

0%

Грамма-тический строй

Низкий

4

25%

56%

1

6%

87%

Ниже среднего

3

19%

1

6%

Средний

7

44%

4

25%

Выше среднего

2

12%

9

56%

Высокий

0

0%

1

6%

Связная речь

Низкий

6

38%

43%

1

6%

81%

Ниже среднего

3

19%

2

12%

Средний

5

31%

4

25%

Выше среднего

2

12%

7

44%

Высокий

0

0%

2

12%

 

 


Анализ коррекционной работы за 2014 – 2015 учебный год.

16 детей (2мл.гр)

Уровень

Начало года

Конец года

чел

%

Эффект.

усвоения

чел

%

Эффект.

усвоения

Словарь

Низкий

9

56%

19%

4

25%

57%

Ниже среднего

4

25%

3

19%

Средний

3

19%

6

38%

Выше среднего

0

0%

3

19%

Высокий

0

0%

0

0%

Звуковая культура

Низкий

11

69%

12%

4

25%

63%

Ниже среднего

3

19%

2

12%

Средний

2

12%

7

44%

Выше среднего

0

0%

3

19%

Высокий

0

0%

0

0%

Грамма-тический строй

Низкий

9

56%

19%

4

25%

56%

Ниже среднего

4

25%

3

19%

Средний

3

19%

7

44%

Выше среднего

0

0%

2

12%

Высокий

0

0%

0

0%

Связная речь

Низкий

11

69%

12%

6

38%

43%

Ниже среднего

3

19%

3

19%

Средний

2

12%

5

31%

Выше среднего

0

0%

2

12%

Высокий

0

0%

0

0%

 

 


Анализ коррекционной работы за 2013 – 2014 учебный год.


Анализ коррекционной работы  на средних логопедических группах за 2012 – 2013 учебный год.

1. Согласно решения МПК было сформировано 2 средние логопедические группы к 1 сентября 2012 года. Списочный состав групп – 15 детей и 20 детей.

 

2. Результативность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2012 – 2013 учебный год:

 

Заключение специалиста (логопед, невролог)

Сентябрь 2012 года

Май 2013 года

кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Сенсо-моторная алалия

2

6%

2

6%

Моторная алалия

2

6%

2

6%

ЗПР

9

26%

9

26%

Дизартрия

31

88%

31

88%

Полиморфная дислалия

4

11%

3

8%

ОНР 1 уровня

7

20%

1

3%

ОНР 2 уровня

24

68%

7

20%

ОНР 3 уровня

9

26%

23

66%

 

Средняя логопедическая группа № 1 (15 детей).

 

Уровень развития речи

Сентябрь 2012 года

Май 2013 года

кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

0

0%

0

0%

Выше среднего

0

0%

0

0%

Средний

1

7%

3

20%

Ниже среднего

4

27%

7

47%

Низкий

10

66%

5

33%

 

Средняя логопедическая группа № 2 (20 детей).

 

Уровень развития речи

Сентябрь 2012 года

Май 2013 года

кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

0

0%

1

3%

Выше среднего

3

8%

9

45%

Средний

5

25%

7

35%

Ниже среднего

9

45%

3

8%

Низкий

3

8%

0

0%

 

 

 

3. Коррекционная работа с детьми проводилась в форме индивидуальных,  подгрупповых и фронтальных занятий.

В каждой группе проводилось по 4 фронтальных логопедических занятия в неделю (занятия по формированию лексико-грамматического строя речи,  развитию связной речи, по формированию фонетической стороны речи, развитию навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте).

Для проведения подгрупповых занятий дети объединялись в микро-группы для наиболее эффективного усвоения программного материала.

Индивидуальные занятия каждый ребёнок посещал от 3х до 5ти раз в неделю, в зависимости от тяжести дефекта и этапа коррекционной работы.

Начало фронтальных занятий – 1 октября 2013г, окончание – 17 мая 2013 года.

 

4. Проведение логопедического обследования детей, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы обсуждение результатов обследования с воспитателями, музыкальным работником.

                                                                                                                              – октябрь.

 

5. Заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы,  (прослеживание динамики коррекционной работы с ребёнком)             

                                                                                                                        - январь, май.

 

6. Направление нуждающихся детей к врачам специалистам: к психоневрологу, невропатологу, составление сопроводительных характеристик на детей                                                                                                               

                                                                                                                    - в течение года.

7. Ведение необходимой документации (речевых карт, перспективного плана, индивидуальных тетрадей детей, тетрадей для вечерних занятий воспитателя с детьми по заданию логопеда)

                                                                                                                    – в течение года.

 

8. Диагностика речевого развития детей средних групп                                         

                                                                                         – в начале года и по итогам года.

 

9. Сотрудничество с родителями:

 

а)Проведение родительских собраний:

·        Нарушения речи: причины, последствия (с использованием наглядности).  Роль родителей в коррекционном процессе на данном этапе обучения детей. Анализ психолого-педагогического обследования детей.  – октябрь.

·        «Слова – строительный материл речи». Развитие пассивного и активного словаря.  – декабрь.

·        «Пальцы помогают говорить» - развитие мелкой моторики пальцев рук. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.   – март.

·        Результаты коррекционной работы за год. Рекомендации на лето. Что и как читать детям.    – май.

б). Привлечение родителей к выполнению домашних заданий.   – в течение года.

в). «Родительские пятиминутки» - индивидуальные собеседования с родителями, консультации с показом приёмов индивидуальной работы:

·        Ознакомление с результатами обследования общего и речевого развития детей и индивидуальными планами работы с каждым ребёнком.

·        Допустимость и необходимость консультаций у врачей-специалистов (психоневролога, отоларинголога, невропатолога).

·        Выполнение домашних заданий в индивидуальных тетрадях детей.

·        Как проводить артикуляционную гимнастику дома.

·        Как проводить дыхательную гимнастику.

·        Создание благоприятных условий для речевого развития дома.

·        Охрана нервной системы ребёнка.

·        Пальчиковые игры и упражнения.

·        Значение общекоррегирующих упражнений и выполнение их дома.

 

г). Регулярное обновление материала в родительском уголке. – в течение года.

д). Участие в подготовке праздничных утренников для родителей.

е). Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психо -   физическом развитии детей и выявлении запросов, пожеланий и отношения родителей к особенностям своего ребёнка.

 

10. Участие в педсоветах МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска.

 

11. Участие в РМО логопедов:

·        Посещение открытых занятий – в течение года;

·        Участие в семинарах-практикумах  - в течение года.

 

12. Повышение квалификации:

 

·        Курсы повышения квалификации: АНО «ЛОГОПЕД ПЛЮС» Учебный центр «Логопед Мастер» г.Москва. (104 часа) – август 2012г, февраль 2013г

·        Составление портфолио учителя-логопеда с представлением показателей качества и результативности труда учителя – логопеда по всем видам деятельности и самооценка результатов педагогической деятельности для прохождения аттестации.  – сентябрь – октябрь 2012 года.

·        Получение подтверждения высшей квалификационной категории 21 декабря 2012 года.

·        Изучение книжных новинок и статей по специальности в журналах «Дефектология», «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика» с целью внедрения новых разработок в практику своей работы.   – в течение года.

·        Поиск новых приёмов работы с компьютерным  тренажёром «Дэльфа – 130» и специальными компьютерными программами «Мир за твоим окном» и «Состав числа».   – в течение года.

·        Разработка и применение компьютерных игр и презентаций для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях. – в течение года.

·        Посещение открытых занятий, семинаров.  – в течение года.

·        Углублённая работа над темой «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми с нарушениями речи младшего дошкольного возраста».  – в течение года.

·        Участие в обсуждении различных тем и обмен опытом по логопедии, дефектологии и психологии на специализированных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.

 

13. Пополнила логопедический кабинет:

·        дидактическими пособиями по коррекции слоговой структуры слова, по развитию фонематического слуха, связной речи; по преодолению лексико-грамматических нарушений, по развитию внимания, памяти, восприятия, процессов мышления; по обследованию речи детей; по развитию мелкой моторики и общих речевых навыков детей.

·        Приобрела методическую литературу по работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.    – в течение года.

 

14. Проверка звукопроизношения  детей, посещающих МБДОУ № 10 (2ая младшая, средняя, старшая группы), с целью выявления детей с нарушениями речи и наблюдения за динамикой развития.  – октябрь, апрель.

Консультативное обследование детей с наиболее тяжёлыми нарушениями речи. Отбор детей на МПК для зачисления в логопедические группы. Знакомство с медицинской документацией.   – апрель.

Индивидуальные собеседования с родителями детей по итогам первичного обследования детей.   – май.

 

15. Участие в МПК, составление протоколов МПК                              - май 2013г.

 

16. Составление  отчёта коррекционно-развивающей деятельности за 2012 – 2013 учебный год.                                                                                             – май 2013г.

 

17. Работа осуществлялась в тесном контакте с воспитателями, логопедами, дефектологами, врачом - неврологом и музыкальным работником МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска.

 

 

Данная коррекционно – развивающая работа с детьми будет продолжена в следующем году, и рассчитана на 4 года обучения, что позволит детям овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе и выравнивает речевое и психическое развитие детей.           


Анализ коррекционной работы  на второй младшей логопедической группе за 2011 – 2012 учебный год.

1. Согласно решения ПМПК была сформирована 2ая младшая логопедическая группа к 1 сентября 2011 года. Списочный состав группы – 24 ребёнка.

При поступлении в группу дети имели следующие речевые и медицинские заключения заключения:

ОНР 1 уровня – 1 ребёнок.

ЗРР – 14 детей.

Моторная алалия – 1 ребёнок.

Сенсо – моторная алалия – 2 ребёнка.

Гр. ЗПРР – 3 ребёнка.

ЗПРР – 7 детей.

Дизартрия – 14 детей.

Полиморфная дислалия – 8 детей.

Согласно итоговому обследованию состояния речевой функции у детей в мае 2012 года:

ОНР 1 уровня – 5 детей.

ОНР 2 уровня – 9 детей.

Моторная алалия – 1 ребёнок.

Сенсо – моторная алалия – 2 ребёнка.

Гр. ЗПР – 3 ребёнка.

ЗПР – 4 ребёнка.

Дизартрия – 14 детей.

Полиморфная дислалия – 8 детей.

 

2. К концу учебного года из группы выбыли 3 ребёнка. 1 ребёнок выбыл в связи с переездом на новое место жительства, 2 детей – переведены в тифло-группу по решению ПМПК.

 

3. Согласно диагностике, проведённой  в октябре 2011 года, состояние речевых процессов у детей:

Низкий уровень развития речи – 10 детей (42%)

Уровень ниже среднего – 4 ребёнка (17%)

Средний уровень – 6 детей (15%)

Уровень выше среднего – 1 ребёнок (4%)

Высокий уровень – 3 ребёнка (12%)

 

По результатам диагностики в мае 2012 года:

Низкий уровень развития речи – 8 детей (33%)

Уровень ниже среднего – 4 ребёнка (17%)

Средний уровень – 4 ребёнка (17%)

Уровень выше среднего – 3 ребёнка (12%)

Высокий уровень – 5 детей (21%)

 

4. Коррекционная работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.

Работа блоками по периодам:         

1 период (октябрь, ноябрь, декабрь):

2 период (январь, февраль, март):

3 период (апрель, май):

          Блоки:

·        Речь: внимание, понимание, потребность:

- воспитание устойчивого внимания ребёнка по отношению к различным раздражителям (сначала невербальным, затем – вербальным);

- уточнение и расширение возможностей ребёнка в понимании обращённой речи;

- стимулировать ребёнка с вербальному высказыванию;

- учить ребёнка выполнять речевые инструкции (одно-, двухсложные).

·        Речь и познавательные процессы:

- развитие когнитивных предпосылок общения ребёнка;

- создание сенсорной базы речи (развитие ощущений и восприятий, фонематического слуха).

·        Вербальные средства общения:

- формирование и развитие вербальных средств общения во взаимосвязи с невербальными средствами коммуникации;

- обогащение а активизация словарного запаса ребёнка по лексическим темам.

·        Слово и речевые звуки:

- воспитание у ребёнка избирательного внимания к слову  и речевым звукам;

- уточнение, формирование, различение доступных речевых звуков и слов;

- развитие фонационного дыхания, голоса и интонации;

- развитие подвижности артикуляционного аппарата.

·        Речь и детская деятельность:

- широкое использование предметной деятельности для развития вербальных средств общения детей (сюжетно-отобразительные игры, изодеятельность, конструирование);

- формирование и развитие тонких движений пальцев рук.

 

Начало занятий – 3 октября, окончание занятий – 10 мая.

 

·         Проведение логопедического обследования детей, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы обсуждение результатов обследования с воспитателями

                                                                                                     – октябрь.

 

·        Заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы,  (прослеживание динамики коррекционной работы с ребёнком)                                                          – январь, май.

 

·        Направление нуждающихся детей к врачам специалистам: к психоневрологу, невропатологу                                            – в течение года.

 

 

·        Ведение необходимой документации (речевых карт, перспективного плана, индивидуальных тетрадей детей, тетрадей для вечерних занятий воспитателя с детьми по заданию логопеда)

                                                                                           – в течение года.

 

·        Диагностика речевого развития детей старшей и подготовительной группы                                         

                                                                – в начале года и по итогам года.

5. Сотрудничество с родителями:

 

1.     Проведение родительских собраний:

а)Нарушения речи: причины, последствия.  Роль родителей в коррекционном процессе на данном этапе обучения детей. Анализ психолого-педагогического обследования детей.  – октябрь.

б) Использование продуктивной деятельности для формирования познавательной сферы и речевой функции детей младшего дошкольного возраста. Развитие пассивного и активного словаря.  – декабрь.

в) «Пальцы помогают говорить» - развитие мелкой моторики пальцев рук. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.   – март.

г) Результаты коррекционной работы за год. Рекомендации на лето. Что и как читать детям.    – май.

2. Привлечение родителей к выполнению домашних заданий.   – в течение года.

3. «Родительские пятиминутки» - индивидуальные собеседования с родителями, консультации с показом приёмов индивидуальной работы:

·        Ознакомление с результатами обследования общего и речевого развития детей и индивидуальными планами работы с каждым ребёнком.

·        Допустимость и необходимость консультаций у врачей-специалистов (психоневролога, отоларинголога, невропатолога).

·        Выполнение домашних заданий в индивидуальных тетрадях детей.

·        Как проводить артикуляционную гимнастику дома.

·        Как проводить дыхательную гимнастику.

·        Слова – строительный материал речи.

·        Создание благоприятных условий для речевого развития дома.

·        Охрана нервной системы ребёнка.

·        Пальчиковые игры и упражнения.

·        Значение общекоррегирующих упражнений и выполнение их дома.

 

4.     Регулярно обновлять материал в родительском уголке. – в течение года.

5.     Принимать участие в подготовке праздничных утренников для родителей.

6.     Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психо -   физическом развитии детей и выявлении запросов, пожеланий и отношения родителей к особенностям своего ребёнка.

 

6. Участие в педсоветах МДОУ № 10.

 

7. Участие в РМО логопедов:

·        Посещение открытых занятий – в течение года;

·        Показ открытого подгруппового логопедического занятия по развития сенсорной базы речи, лексическая тема «Дикие животные».  -  18 апреля 2012 года.

 

8. Повышение квалификации:

·        Изучение книжных новинок и статей по специальности в журналах «Дефектология», «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика» с целью внедрения новых разработок в практику своей работы.   – в течение года.

·        Поиск новых приёмов работы с компьютерным  тренажёром «Дэльфа – 130» и специальными компьютерными программами «Мир за твоим окном» и «состав числа».   – в течение года.

·        Разработка и применение компьютерных игр и презентаций для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

·        Посещение открытых занятий, семинаров.  – в течение года.

·        Углублённая работа над темой «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми с нарушениями речи младшего дошкольного возраста».  – в течение года.

·        Участие в Фестивале «Открытый урок» на сайте «Первое сентября»,  публикация конспекта подгруппового занятия, получение сертификата участника. – январь 2012 года.

·        Участие в муниципальной конференции педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Современные технологии как средство повышения качества дошкольного образования» с презентацией на тему «Информационные технологии в работе с безречевыми детьми», получение сертификата участника. – декабрь 2011 года.

 

9. Пополнила логопедический кабинет:

·        дидактическими пособиями по коррекции слоговой структуры слова, по развитию фонематического слуха, связной речи; по преодолению лексико-грамматических нарушений, по развитию внимания, памяти, восприятия, процессов мышления; по обследованию речи детей; по развитию мелкой моторики и общих речевых навыков детей.

·        Приобрела методическую литературу по работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями речи.    – в течение года.

 

10. Проверка звукопроизношения  детей, посещающих МБДОУ № 10 (ясельные группы, 2ые младшие, средние, старшие, подготовительные группы), с целью выявления детей с нарушениями речи и наблюдения за динамикой развития.  – октябрь, апрель.

Консультативное обследование детей с наиболее тяжёлыми нарушениями речи. Отбор детей на МПК для зачисления в логопедические группы. Знакомство с медицинской документацией.   – апрель.

 

11. Работа осуществлялась в тесном контакте с воспитателями, логопедами, дефектологами, врачом - неврологом и музыкальным работником МДОУ № 10.

 

 

Данная коррекционно – развивающая работа с детьми будет продолжена в следующем году, и рассчитана на 4 года обучения, что позволит детям овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе и выравнивает речевое и психическое развитие детей.           


Результаты коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ №10 за период 2009 – 2012г.

 

 

Учебный год

 

Начало учебного года

Конец учебного года

 

Норма

Значи-тельное

улучшение

 

Без

улучшения

 

 

2009 – 2010 учебный год (старшая логопедическая группа

– 20 детей)

 

 

·         ОНР 2 уровня, дизартрия –

6 детей;

·         ОНР 3 уровня, дизартрия –

10 детей;

·         ОНР 3 уровня, полиморф.

дислалия – 4 ребёнка.

 

 

2 ребёнка

10%

 

 

18

 детей

90%

 

 

0%

 

2010 – 2011 учебный год (подготовит.

логопедическая группа

– 20 детей)

 

 

·         ОНР 3 уровня, дизартрия –

10 детей;

·         ОНР 4 уровня, дизартрия –

6 детей;

·         ОНР 4 уровня – 2 ребёнка;

·         Норма – 2 ребёнка.

 

 

 

18 детей

90%

 

 

2 ребёнка

10%

 

 

0%

 

2011 – 2012 учебный год (2ая младшая логопедическая группа

– 15 детей)

 

 

·         сенсо-моторная алалия груб. ЗПРР,  – 3 ребёнка;

·         моторная алалия, ЗПР – 1 ребёнок;

·         моторная алалия – 1 ребёнок;

·         ОНР – 1 уровня, дизартрия, ЗПР – 6 детей;

·         ОНР – 2 уровня, дизартрия – 4 ребёнка;

 

 

 

0%

 

 

12 детей

80%

 

 

3 ребёнка

20%

 

 

 


Сводная таблица уровней развития речи детей логопедической группы за 3 года.

     Группа,

             период об-я

 

Уровень

развития речи.

Старшая группа

Подготовительная группа

2ая младшая группа

2009 – 2010 уч/год

2010 – 2011 уч/год

2011 – 2012 уч/год

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Высокий

0

0

0

10 (50%)

0

0

Выше среднего

0

3 (15%)

3 (15%)

8 (40%)

0

0

Средний

2 (10%)

10 (50%)

10 (50%)

2 (10%)

2 (13%)

6 (40%)

Ниже среднего

10 (50%)

7 (35%)

7 (35%)

0

2 (13%)

5 (33%)

Низкий

8 (40%)

0

0

0

11 (73%)

4 (27%)