Анализ коррекционно-развивающей работы за 2021 - 2022 учебный год.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
Анализ коррекционной работы
учителя-логопеда Сысоевой Н.А. за 2021 – 2022 учебный год.
Педагогический стаж по должности учителя – логопеда 22 года.
1. Согласно решению ПМПк были отобраны дети, нуждающиеся в логопедических занятиях к 1 сентября 2021 – 15 детей подготовительной группы.
Согласно решения районной ПМПК для логопедических занятий были набраны дети с ОВЗ:
2 младшая группа – 3 человека,
Старшая группа – 2 человека,
Подготовительная группа – 1 человек.
2. Результативность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2021 – 2022 учебный год:
Подготовительная группа:
|
уровень |
Начало года |
Конец года |
||||
чел. |
% |
общий |
чел. |
% |
общий |
||
Неречевые псих-е функции |
низкий |
7 |
44% |
56% |
0 |
0% |
100% |
средний |
9 |
56% |
4 |
25% |
|||
высокий |
0 |
0% |
12 |
75% |
|||
Моторная сфера |
низкий |
5 |
31% |
69% |
2 |
13% |
87% |
средний |
7 |
44% |
5 |
31% |
|||
высокий |
4 |
25% |
9 |
56% |
|||
Фонематическое восприятие |
низкий |
6 |
36% |
63% |
1 |
6% |
94% |
средний |
10 |
63% |
5 |
31% |
|||
высокий |
0 |
0% |
10 |
63% |
|||
Словарь |
низкий |
5 |
31% |
69% |
1 |
6% |
94% |
средний |
9 |
56% |
5 |
31% |
|||
высокий |
2 |
13% |
10 |
63% |
|||
Грамматический строй |
низкий |
8 |
31% |
63% |
1 |
6% |
94% |
средний |
5 |
50% |
7 |
44% |
|||
высокий |
2 |
13% |
8 |
50% |
|||
Связная речь |
низкий |
6 |
36% |
56% |
2 |
13% |
63% |
средний |
8 |
50% |
6 |
36% |
|||
высокий |
1 |
6% |
8 |
50% |
|||
Фонетика |
низкий |
9 |
56% |
44% |
2 |
13% |
87% |
средний |
5 |
31% |
5 |
31% |
|||
высокий |
2 |
13% |
9 |
56% |
|||
Общий уровень усвоения программы |
60% |
88% |
|||||
Эффективность |
28% |
Дети подготовительной группы посещали логопедические занятия 1 учебный год. У некоторых детей сложная структура дефекта, что влияет на результативность работы. Однако, у всех детей удалось добиться значительных улучшений речевого и психического развития (улучшение уровня развития речи, постановка звуков, улучшение состояния слоговой структуры слова, усложнение фразовой речи, совершенствование связной речи).
Согласно решению ПМПк, 15 детей, посещавших логопедические занятия, выпускаются в школу, 1 ребёнок переводится в подготовительную группу на следующий год обучения.
3. Коррекционная работа с детьми проводилась в форме индивидуальной и подгрупповой НОД.
Для проведения подгрупповой нод дети объединялись в микро-группы для наиболее эффективного усвоения программного материала.
Индивидуальные коррекционные занятия каждый ребёнок посещал от 2х до 5ти раз в неделю, в зависимости от тяжести дефекта и этапа коррекционной работы.
Начало подгрупповой нод – 13 сентября 2021г, окончание – 13 мая 2022 года. Каникулы, согласно уставу МБДОУ «Детский сад №10 компенсирующего вида» г. Сосногорска, были организованы в последнюю неделю декабря, и первую неделю января.
4. Проведение логопедического обследования детей, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы обсуждение результатов обследования с воспитателями, музыкальным работником. – сентябрь.
5. Корректирование индивидуальных планов работы, (прослеживание динамики коррекционной работы с ребёнком) - январь.
6. Направление нуждающихся детей к врачам специалистам: к психоневрологу, невропатологу, составление сопроводительных характеристик на детей
- в течение года.
7. Ведение необходимой документации (речевых карт, перспективного плана, индивидуальных тетрадей детей, тетрадей для вечерних занятий воспитателя с детьми по заданию логопеда, табеля посещаемости занятий, протоколов консультационного пункта, карты посещения консультаций родителями и воспитателями)
- в течение года.
9. Диагностика речевого развития детей подготовительной группы
– в начале года и по итогам года.
10. Сотрудничество с родителями:
а). Привлечение родителей к выполнению домашних заданий. – в течение года.
б). Регулярное обновление материала в родительском уголке.
– в течение года.
в). Индивидуальные консультации по проблемам усвоения детьми программного материала.
– в течение года.
г). Индивидуальные консультации по запросам родителей. – в течение года.
11. Участие в педсоветах МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
– в течение года.
12. Участие в РМО логопедов:
- Посещение открытых занятий – в течение года;
- Активное участие в обсуждении актуальных вопросов логопедии с учителями-логопедами Сосногорского района - в течение года.
13. Разработка и оформление авторской дидактической разработки «Артикуляционная гимнастика с чудиками (Боба и его друзья)» (практический авторский материал по использованию игровых артикуляционных, мимических упражнений на занятиях по развитию и формированию фонетико-фонематических представлений). Утверждение материала педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 10» г. Сосногорска.
- в течение года.
14. Углублённая работа над темой «Многофункциональность игровых задач при автоматизации звуков». - в течение года.
15. Систематическая работа на консультационной площадке по теме: «Определение уровня развития всех компонентов речевой системы ребёнка» для детей, не посещающих детские сады и для детей, не охваченных логопедической помощью в детских садах г. Сосногорска. Составление протоколов каждой консультации и заполнение журнала учёта посещений. - в течение года.
16. Повышение квалификации:
· Посещение семинаров и тренингов:
- 28 июля 2021г. участие в вебинаре "Весенне-летняя сенсорика для запуска речи" с Ринатом Каримовым.
- 14 октября 2021г. участие в вебинаре "Интерактивные методики коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста" 2 часа.
- 19 октября 2021г. Участие в вебинаре "Новые лайфхаки в постановке звуков"
- 15 октября - 15 ноября 2021г. Курсы повышения квалификации "Алалия. Причины. Формы. Коррекционная работа" Т.Г.Визель. 72 часа.
- 3 декабря 2021г. Участие в вебинаре "Дети с ограниченным возможностями, но безграничными талантами".
- 29 марта 2022г. Прослушала онлайн вебинар "Произвольное внимание или как помочь ребёнку быть внимательным".
- 31 марта 2022г. Участие в инклюзивном фестивале "Люди как люди". "Универсальный дизайн на пути к инклюзивному обществу".
· Изучение книжных новинок и статей по специальности в журналах «Дефектология», «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика» (электронных версий) с целью внедрения новых разработок в практику своей работы. – в течение года.
· Приобретение методической и дидактической литературы по специальности и по внедрению ФГОС в практику работы учителя-логопеда.
- в течение года.
· Разработка и применение компьютерных игр и презентаций для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях. – в течение года.
· Использование подписки портала Мерсибо для использования компьютерных игр в логопедической практике - в течение года.
· Посещение открытых занятий, семинаров. – в течение года.
· Участие в обсуждении различных тем и обмен опытом по логопедии, дефектологии и психологии на специализированных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.
– в течение года.
· Ведение собственно сайта в Интернет. – в течение года.
17. Приняла участие в конкурсах профессионального мастерства:
· 22 ноября 2021г. победитель Международного конкурса профессионального мастерства "Современные технологии в обучении детей с ОВЗ". Авторский материал «Сказки обезьянки До-до» (Диплом 1 степени).
· Приняла участие в 9м Республиканском Конкурсе педагогического мастерства по разработке и применению цифровых образовательных ресурсов 2021г. (сертификат участника в номинации «Образовательные блоги и сайты педагогов»).
· 23 мая 2022г. Приняла участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения "Отдавая сердце" (Диплом за 1 место).
18. Наполнение различными материалами персонального сайта МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска. – в течение года.
19. Пополнила логопедический кабинет:
· дидактическими пособиями по коррекции слоговой структуры слова и коррекции звукопроизношения, по развитию фонематического слуха, связной речи; по преодолению лексико-грамматических нарушений, по развитию внимания, памяти, восприятия, процессов мышления; по обследованию речи детей; по развитию мелкой моторики и общих речевых навыков детей; по работе с неговорящими детьми, детьми раннего и младшего дошкольного возраста; по обучению элементам грамоты. – в течение года.
· Приобрела методическую литературу по работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. – в течение года.
· Обогатила сенсорную среду логопедического кабинета (природный материал, гидрогель, цветной рис, кинетический песок, зерна кофе, фасоль, ортопедические коврики) – в течение года.
20. Проверка речи детей, посещающих МБДОУ № 10 (2ая младшая, средняя, старшая группы), с целью выявления детей с нарушениями речи и наблюдения за динамикой развития.
– май.
21. Участие в ПМПк детского сада, составление протоколов ПМПк - май.
22. Работа в районной ПМПК. – в течение года.
23. Составление отчёта коррекционно-развивающей деятельности за 2021 – 2022 учебный год.
– май 2022г.
24. Разработка комплексно – тематического, календарно – тематического и перспективного планов на 2021 - 2022 учебный год. – май 2022г.
25. Работа осуществлялась в тесном контакте с воспитателями, дефектологом МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
– в течение года.
Подпись ________________ /учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска Сысоева Н.А./
Анализ коррекционно-развивающей работы за 2020-2021 учебный год.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
Анализ коррекционной работы
учителя-логопеда Сысоевой Н.А. (подготовительная группа, 3й год обучения).
за 2020 – 2021 учебный год.
Педагогический стаж по должности учителя – логопеда 21 год.
1. Согласно решению ПМПк были отобраны дети, нуждающиеся в логопедических занятиях к 1 сентября 2020 года. Списочный состав группы – 24 ребёнка.
2. Результативность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2020 – 2021 учебный год:
|
уровень |
Начало года |
Конец года |
||||
чел. |
% |
общий |
чел. |
% |
общий |
||
Неречевые псих-е функции |
низкий |
13 |
54% |
46% |
0 |
0% |
100% |
средний |
10 |
42% |
8 |
33% |
|||
высокий |
1 |
4% |
16 |
66% |
|||
Моторная сфера |
низкий |
15 |
62% |
37% |
0 |
0% |
100% |
средний |
8 |
33% |
9 |
36% |
|||
высокий |
1 |
4% |
15 |
63% |
|||
Фонематическое восприятие |
низкий |
10 |
42% |
58% |
1 |
4% |
95% |
средний |
12 |
50% |
6 |
25% |
|||
высокий |
2 |
8% |
17 |
70% |
|||
Словарь |
низкий |
9 |
36% |
62% |
2 |
8% |
95% |
средний |
14 |
58% |
7 |
29% |
|||
высокий |
1 |
4% |
15 |
62% |
|||
Грамматический строй |
низкий |
8 |
33% |
66% |
1 |
4% |
96% |
средний |
15 |
62% |
7 |
29% |
|||
высокий |
1 |
4% |
16 |
67% |
|||
Связная речь |
низкий |
10 |
42% |
58% |
4 |
17% |
83% |
средний |
13 |
54% |
6 |
25% |
|||
высокий |
1 |
4% |
14 |
58% |
|||
Фонетика |
низкий |
9 |
36% |
62% |
3 |
13% |
85% |
средний |
8 |
33% |
5 |
21% |
|||
высокий |
7 |
29% |
16 |
67% |
|||
Общий уровень усвоения программы |
55% |
93% |
|||||
Эффективность |
38% |
У некоторых детей сложная структура дефекта, что влияет на результативность работы. Однако, у всех детей удалось добиться значительных улучшений речевого и психического развития (изменение степени моторной алалии у детей, повышение уровня развития речи, постановка звуков, улучшение состояния слоговой структуры слова, усложнение фразовой речи, совершенствование связной речи).
Согласно решению ПМПк, 22 ребёнка выпускаются в школу, 2 ребёнка переводятся в подготовительную логопедическую группу на следующий год обучения.
3. Коррекционная работа с детьми проводилась в форме индивидуальной и подгрупповой НОД.
С детьми проводилось по 2 подгрупповых логопедических нод в неделю (по формированию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи, по формированию фонетической стороны речи, развитию навыков звукового анализа и синтеза).
Для проведения подгрупповой нод дети объединялись в микро-группы для наиболее эффективного усвоения программного материала.
Индивидуальные коррекционные занятия каждый ребёнок посещал от 3х до 5ти раз в неделю, в зависимости от тяжести дефекта и этапа коррекционной работы.
Начало подгрупповой нод – 14 сентября 2020г, окончание – 14 мая 2021 года. Каникулы, согласно уставу МБДОУ «Детский сад №10 компенсирующего вида» г. Сосногорска, были организованы в последнюю неделю декабря, и первую неделю января.
4. Проведение логопедического обследования детей, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы обсуждение результатов обследования с воспитателями, музыкальным работником. – сентябрь.
5. Корректирование индивидуальных планов работы, (прослеживание динамики коррекционной работы с ребёнком) - январь.
6. Направление нуждающихся детей к врачам специалистам: к психоневрологу, невропатологу, составление сопроводительных характеристик на детей
- в течение года.
7. Ведение необходимой документации (речевых карт, перспективного плана, индивидуальных тетрадей детей, тетрадей для вечерних занятий воспитателя с детьми по заданию логопеда, табеля посещаемости занятий, протоколов консультационного пункта, карты посещения консультаций родителями и воспитателями) - в течение года.
9. Диагностика речевого развития детей подготовительной группы – в начале года и по итогам года.
10. Сотрудничество с родителями:
а)Проведение родительских собраний:
- «Результаты диагностического обследования детей на начало учебного года. Цели и задачи коррекционно-развивающего обучения в подготовительной группе». – сентябрь.
- «Профилактика нарушений письма и чтения». – декабрь.
- «Результаты коррекционной работы за весь период обучения. Рекомендации на лето. Что и как читать детям». – май.
б). Привлечение родителей к выполнению домашних заданий. – в течение года.
в). «Родительские пятиминутки» - индивидуальные и подгрупповые собеседования с родителями, консультации с показом приёмов индивидуальной работы:
- Правильная речь – залог успеха первоклассника.
- Речь взрослых – образец для подражания.
- Планшет – можно или нет?
- Обогащаем словарь детей.
- Как научить ребёнка правильно держать карандаш и ручку.
- Как помочь ребёнку запомнить буквы.
- Этот коварный звук «Р».
- Речевая готовность ребёнка к школе.
- О чём поговорить с ребёнком?.
- Учить нельзя играть.
- Что ответить почемучке?
- Обязательно ли соблюдать режим дня?
- Мультики – мешают или развивают?
- Какие вопросы нужно задать неврологу?
- Гиперактивность – причины и виновники.
г). Регулярное обновление материала в родительском уголке. – в течение года.
д). Участие в подготовке праздничных утренников для родителей. - в течение года.
е). Анкетирование родителей с целью получения информации об эффективности коррекционных занятий с точки зрения родителей, выявление запросов, пожеланий и отношения родителей к особенностям своего ребёнка и к коррекционной работе, проводимой с ним. - сентябрь, май.
ж). Индивидуальные консультации по проблемам усвоения детьми программного материала. - январь, май.
и) Индивидуальные консультации по запросам родителей. – март.
11. Участие в педсоветах МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска. – в течение года.
12. Участие в РМО логопедов:
- Посещение открытых занятий – в течение года;
- Активное участие в обсуждении актуальных вопросов логопедии с учителями-логопедами Сосногорского района - в течение года.
· Проведение открытого мероприятия в рамках РМО учителей-логопедов: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с ребёнком с ОНР 3 уровня подготовительной группы по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, словосочетаниях и простых фразах в сочетании с движением. – апрель 2021г.
13. Разработка и оформление авторской дидактической разработки «Артикуляционная гимнастика с чудиками (Боба и его друзья)» (практический авторский материал по использованию игровых артикуляционных, мимических упражнений на занятиях по развитию и формированию фонетико-фонематических представлений). Утверждение материала педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 10» г. Сосногорска.
- в течение года.
14. Углублённая работа над темой «Нейропсихологические игры в логопедической работе с детьми 4х лет» и темой «Автоматизация звуков в движении – уход от кабинетной речи» - в течение года.
15. Систематическая работа на консультационной площадке по теме: «Определение уровня развития всех компонентов речевой системы ребёнка» для детей, не посещающих детские сады и для детей, не охваченных логопедической помощью в детских садах г. Сосногорска. Составление протоколов каждой консультации и заполнение журнала учёта посещений.
- в течение года.
16. Повышение квалификации:
· Посещение семинаров и тренингов:
- 11 декабря 2020 г. Обучение с итоговым тестированием на вебинаре "Рецепты запуска речи - результаты коррекционных занятий с ребёнком с алалией".
- 15 декабря 2020г. Посетила вебинар Рената Каримова "Секреты успешного педагога".
- 25 мая 2021 г. Приняла участие в вебинаре КРИРО г. Сыктывкара «Игры на развитие внимания с детьми с ОВЗ».
- 26 мая 2021 г. Приняла участие в вебинаре КРИРО г. Сыктывкара «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ»
- 27 мая 2021 г. Приняла участие в вебинаре КРИРО г. Сыктывкара «Методические рекомендации по организации занятий АФК для детей с задержкой психического развития».
· Изучение книжных новинок и статей по специальности в журналах «Дефектология», «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика» (в том числе электронных версий) с целью внедрения новых разработок в практику своей работы. – в течение года.
· Приобретение методической и дидактической литературы по специальности и по внедрению ФГОС в практику работы учителя-логопеда.
- в течение года.
· Разработка и применение компьютерных игр и презентаций для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях. – в течение года.
· Использование подписки портала Мерсибо для использования компьютерных игр в логопедической практике - в течение года.
· Посещение открытых занятий, семинаров. – в течение года.
· Участие в обсуждении различных тем и обмен опытом по логопедии, дефектологии и психологии на специализированных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.
– в течение года.
· Ведение собственно сайта в Интернет. – в течение года.
17. Пополнила логопедический кабинет:
· дидактическими пособиями по коррекции слоговой структуры слова и коррекции звукопроизношения, по развитию фонематического слуха, связной речи; по преодолению лексико-грамматических нарушений, по развитию внимания, памяти, восприятия, процессов мышления; по обследованию речи детей; по развитию мелкой моторики и общих речевых навыков детей; по работе с неговорящими детьми, детьми раннего и младшего дошкольного возраста; по обучению элементам грамоты. – в течение года.
· Приобрела методическую литературу по работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. – в течение года.
· Обогатила сенсорную среду логопедического кабинета (природный материал, гидрогель, цветной рис, песок, зерна кофе, фасоль) – в течение года.
18. Проверка речи детей, посещающих МБДОУ № 10 (2ая младшая, средняя, старшая группы), с целью выявления детей с нарушениями речи и наблюдения за динамикой развития.
– октябрь, апрель.
19. Участие в ПМПк детского сада, составление протоколов ПМПк - май.
20. Работа в районной ПМПК. – в течение года.
21. Составление отчёта коррекционно-развивающей деятельности за 2020 – 2021 учебный год.
– май 2021г.
22. Разработка комплексно – тематического, календарно – тематического и перспективного планов на 2021 - 2022 учебный год. – май 2021г.
23. Работа осуществлялась в тесном контакте с воспитателями, логопедами, дефектологами.ю учителем-психологом и музыкальным работником МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
– в течение года.
Подпись ________________ /учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска Сысоева Н.А./
Анализ коррекционно-развивающей работы за 2018-2019 учебный год
Анализ коррекционной работы
на средней логопедической группе учителя-логопеда Сысоевой Н.А.
за 2018 – 2019 учебный год.
Педагогический стаж по должности учителя – логопеда 19 лет.
1. Согласно решению ПМПк была сформирована средняя логопедическая группа к 1 сентября 2018 года. Списочный состав группы – 22 ребёнка.
2. Результативность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2018 – 2019 учебный год:
Заключение специалиста (логопед, невролог) |
Сентябрь 2018 года |
Май 2019 года |
||
кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
|
Моторная алалия |
6 |
27% |
5 |
22% |
ЗПР |
2 |
9% |
2 |
9% |
Дизартрия |
22 |
100% |
22 |
100% |
Полиморфная дислалия |
0 |
0% |
0 |
0% |
ОНР 1 уровня |
2 |
9% |
0 |
0% |
ОНР 2 уровня |
7 |
32% |
4 |
18% |
ОНР 3 уровня |
7 |
32% |
13 |
59% |
ОНР 4 уровня |
0 |
0% |
0 |
0% |
Норма |
0 |
0% |
0 |
0% |
Средняя логопедическая группа – 22 ребёнка.
Уровень развития речи |
Сентябрь 2018 года |
Май 2019 года |
||
кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
|
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |
Выше среднего |
0 |
0% |
2 |
9% |
Средний |
8 |
36% |
12 |
55% |
Ниже среднего |
6 |
27% |
3 |
13% |
Низкий |
8 |
36% |
5 |
22% |
У некоторых детей сложная структура дефекта, что влияет на результативность работы. Однако, у всех детей удалось добиться значительных улучшений речевого и психического развития (изменение степени моторной алалии у детей, «запуск речи» неговорящих детей с моторной алалией и ОНР 1 уровня, повышение уровня развития речи, постановка звуков, улучшение состояния слоговой структуры слова, усложнение фразовой речи).
Согласно решению ПМПк, все дети средней логопедической группы переводятся в старшую логопедическую группу на следующий год обучения.
3. Коррекционная работа с детьми проводилась в форме индивидуальной, подгрупповой и фронтальной НОД.
В группе проводилось по 3 фронтальных логопедических нод в неделю (по формированию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи, по формированию фонетической стороны речи, развитию навыков звукового анализа и синтеза).
Для проведения подгрупповой нод дети объединялись в микро-группы для наиболее эффективного усвоения программного материала.
Индивидуальные коррекционные занятия каждый ребёнок посещал от 3х до 5ти раз в неделю, в зависимости от тяжести дефекта и этапа коррекционной работы.
Начало фронтальной нод – 17 сентября 2018г, окончание – 17 мая 2019 года. Каникулы, согласно уставу МБДОУ «Детский сад №10 компенсирующего вида» г.Сосногорска, были организованы в последнюю неделю декабря, и первую неделю марта.
4. Проведение логопедического обследования детей, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы обсуждение результатов обследования с воспитателями, музыкальным работником. – сентябрь.
5. Корректирование индивидуальных планов работы, (прослеживание динамики коррекционной работы с ребёнком) - январь.
6. Направление нуждающихся детей к врачам специалистам: к психоневрологу, невропатологу, составление сопроводительных характеристик на детей
- в течение года.
7. Ведение необходимой документации (речевых карт, перспективного плана, индивидуальных тетрадей детей, тетрадей для вечерних занятий воспитателя с детьми по заданию логопеда, табеля посещаемости занятий, протоколов консультационного пункта, карты посещения консультаций родителями и воспитателями)
- в течение года.
9. Диагностика речевого развития детей средней логопедической группы
– в начале года и по итогам года.
10. Сотрудничество с родителями:
а)Проведение родительских собраний:
· «Результаты диагностического обследования детей на начало учебного года. Цели и задачи коррекционного обучения в средней логопедической группе». – сентябрь.
· «Использование продуктивной деятельности для формирования познавательной сферы и речевой функции детей дошкольного возраста. Развитие пассивного и активного словаря». – декабрь.
· «Результаты коррекционной работы за год. Рекомендации на лето. Что и как читать детям». – май.
б). Привлечение родителей к выполнению домашних заданий. – в течение года.
в). «Родительские пятиминутки» - индивидуальные и подгрупповые собеседования с родителями, консультации с показом приёмов индивидуальной работы:
· Ознакомление с результатами обследования общего и речевого развития детей и индивидуальными планами работы с каждым ребёнком.
· Допустимость и необходимость консультаций у врачей-специалистов (психоневролога, отоларинголога, невропатолога).
· Как пополнять словарный запас детей 4 лет.
· Играем и развиваем грамматический строй речи.
· «Говорим правильно» - о развитии и совершенствовании связной речи.
· Выполнение домашних заданий в индивидуальных тетрадях детей на данном этапе коррекционной работы
· «Занимательные прогулки» - как развивать речь во время прогулок в разное время года.
· Создание благоприятных условий для речевого развития дома.
· Охрана нервной системы ребёнка.
· Подготовка руки к письму.
· Другие темы по запросу родителей.
г). Регулярное обновление материала в родительском уголке.
– в течение года.
д). Участие в подготовке праздничных утренников для родителей. - в течение года.
е). Анкетирование родителей с целью получения информации об эффективности коррекционных занятий с точки зрения родителей, выявление запросов, пожеланий и отношения родителей к особенностям своего ребёнка и к коррекционной работе, проводимой с ним. – сентябрь, май.
ж). Семинар-практикум в игровой форме: «Как и для чего выполнять артикуляционную гимнастику дома». – октябрь.
з). Круглый стол для родителей «Гаджеты: за и против». – ноябрь.
и) Тестирование родителей «Достаточно ли внимания Вы уделяете своему ребенку». – ноябрь.
к). Выставка пособий и методической литературы для родителей по применению здоровье сберегающих технологий в домашних условиях.
- декабрь.
л). Индивидуальные консультации по проблемам усвоения детьми программного материала. – январь.
м) Выставка пособий и методической литературы для родителей по развитию моторики в домашних условиях. – январь.
н) Индивидуальные консультации по запросам родителей. – март.
о) Выставка детских работ, поделок, изготовленных вместе с родителями «Трудный звук – ты наш друг!» - апрель.
11. Участие в педсоветах МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска. – в течение года.
12. Участие в РМО логопедов:
· Посещение открытых занятий – в течение года;
· Активное участие в обсуждении актуальных вопросов логопедии с учителями-логопедами Сосногорского района - в течение года.
13. Оформление авторской дидактической разработки «Сказки обезьянки До-до» (практический авторский материал по использованию игровых артикуляционных, мимических и пальчиковых упражнений на занятиях по развитию и формированию фонетико-фонематических представлений). Утверждение материала педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 10» г.Сосногорска.
- в течение года.
14. Углублённая работа над темой «Нейропсихологические игры в логопедической работе с детьми 4х лет» - в течение года.
15. Систематическая работа на консультационной площадке по теме: «Определение уровня развития всех компонентов речевой системы ребёнка» для детей, не посещающих детские сады и для детей, не охваченных логопедической помощью в детских садах г.Сосногорска. Составление протоколов каждой консультации и заполнение журнала учёта посещений. - в течение года.
16. Повышение квалификации:
· Курсы повышения квалификации (г.Москва Учебный центр «Логопед-мастер», 72 часа) - ноябрь 2018г.
· Посещение семинаров и тренингов:
«Механизмы тяжёлых нарушений речи (алалия, аутизм) - декабрь 2018;
«Этапы и технологии коррекции речевой диспраксии и дизартрии у детей по МАР-metod» - март 2019г;
«Дизартрия. Практический тренинг» - апрель 2019г;
Форум с международным участием «Инклюзия в контексте международного опыта» - апрель 2019г.
· Изучение книжных новинок и статей по специальности в журналах «Дефектология», «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика» (в том числе электронных версий) с целью внедрения новых разработок в практику своей работы. – в течение года.
· Приобретение методической и дидактической литературы по специальности и по внедрению ФГОС в практику работы учителя-логопеда.
- в течение года.
· Поиск новых приёмов работы с компьютерным тренажёром «Дэльфа – 130» – в течение года.
· Разработка и применение компьютерных игр и презентаций для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях. – в течение года.
· Использование подписки портала Мерсибо для использования компьютерных игр в логопедической практике - в течение года.
· Посещение открытых занятий, семинаров. – в течение года.
· Углублённая работа над темой «Комплекс мероприятий по развитию, коррекции и совершенствованию невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 – 3 уровня «Общение без мучения». – в течение года.
· Участие в обсуждении различных тем и обмен опытом по логопедии, дефектологии и психологии на специализированных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет. – в течение года.
· Ведение собственно сайта в Интернет. – в течение года.
17. Участие в Республиканских конкурсах:
· «Лучший педагог специального (коррекционного) образования»
- ноябрь 2018г.
· «Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» - октябрь 2018г.
18. Пополнила логопедический кабинет:
· дидактическими пособиями по коррекции слоговой структуры слова и коррекции звукопроизношения, по развитию фонематического слуха, связной речи; по преодолению лексико-грамматических нарушений, по развитию внимания, памяти, восприятия, процессов мышления; по обследованию речи детей; по развитию мелкой моторики и общих речевых навыков детей; по работе с неговорящими детьми, детьми раннего и младшего дошкольного возраста; по обучению элементам грамоты. – в течение года.
· Приобрела методическую литературу по работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. – в течение года.
· Обогатила сенсорную среду логопедического кабинета (природный материал, гидрогель, цветной рис, песок, зерна кофе, фасоль) – в течение года.
19. Проверка речи детей, посещающих МБДОУ № 10 (ясельные, 2ая младшая, средняя, старшая группы), с целью выявления детей с нарушениями речи и наблюдения за динамикой развития. – октябрь, апрель.
20. Участие в ПМПк детского сада, составление протоколов ПМПк - май.
21. Работа в районной ПМПК. – в течение года.
22. Составление отчёта коррекционно-развивающей деятельности за 2018 – 2019 учебный год. – май 2019г.
23. Разработка комплексно – тематического, календарно – тематического и перспективного планов на 2019 - 2020 учебный год. – май 2019г.
24. Работа осуществлялась в тесном контакте с воспитателями, логопедами, дефектологами и музыкальным работником МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска.
– в течение года.
Данная коррекционно – развивающая работа с детьми будет продолжена в следующем году, и рассчитана на 3 года обучения, что позволит детям овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что сформирует готовность к обучению в школе и выровняет речевое и психическое развитие детей.
Сводная таблица динамики уровней развития речи детей за 3 года.
Группа, период
Уровень развития речи. |
2ая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
|||||||||||
2014 – 2015 уч/год |
2015 – 2016 уч/год |
2016 – 2017 уч/год |
||||||||||||
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
|||||||||
Низкий |
9 |
56% |
4 |
25% |
4 |
25% |
2 |
12% |
1 |
6% |
0 |
0% |
||
Ниже среднего |
4 |
25% |
3 |
19% |
5 |
31% |
1 |
6% |
4 |
25% |
2 |
12% |
||
Средний |
3 |
19% |
7 |
44% |
6 |
38% |
6 |
38% |
8 |
50% |
5 |
31% |
||
Выше среднего |
0 |
0% |
2 |
12% |
0 |
% |
6 |
38% |
2 |
12% |
6 |
38% |
||
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
1 |
6% |
1 |
6% |
3 |
19% |
Качественный анализ работы за 3 года.
Во 2 мл. логопедической группе у некоторых детей сложная структура дефекта (моторная алалия, дизартрия, ЗПР различной степени, неврологические нарушения), что влияет на результативность работы. Однако, у всех детей удалось добиться значительных улучшений речевого и психического развития (выход из моторной алалии одного ребёнка, запуск речи у второго ребёнка с моторной алалией, повышение уровня развития речи у всех детей, постановка нарушенных звуков). Решением МПк все дети переведены в среднюю логопедическую группу и коррекционная работа с ними была продолжена по специально разработанным индивидуальным и фронтальным программам.
Анализируя полученные данные итоговой диагностики в средней группе, можно сделать вывод об эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми. У всех детей наблюдается повышение уровня развития речи, удалось добиться значительных успехов в развитии психических процессов у детей с ЗПР, также ощутимо повысился уровень связной речи и лексико-грамматической стороны речи у всех детей. 1 ребёнок показал высокий уровень развития речи. 2 ребёнка остаются с низким уровнем развития речи, в силу тяжести дефекта (ОНР-1 уровня, дизартрия, ЗПР) и некоторой отстранённости родителей от коррекционной работы и нежелания обращаться к врачам-специалистам за консультацией и лечением. Но и у этих детей удалось добиться положительной динамики в развитии: повысилась мотивация к речевому общению, увеличился пассивный и активны словарный запас, поставлены и автоматизированы звуки раннего онтогенеза, улучшилось состояние психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления). Решением МПк все дети переведены в старшую логопедическую группу и коррекционная работа с ними была продолжена по специально разработанным индивидуальным и фронтальным программам.
Итоговая диагностика уровня развития речи детей в конце учебного года старшей логопедической группы показала, что проводимая коррекционно-развивающая работа с детьми эффективна и даёт хорошую положительную динамику развития у всех детей. Детей с высоким уровнем речевого развития 3 человека, детей с низким уровнем развития речи нет. У всех детей отмечаются качественные положительные результаты: пополнился словарный запас (но активный словарь детей преимущественно номинативно-предикативный, что требует дальнейшей работы по развитию адъективной функции речи); грамматический строй речи в пределах нормы у 4 детей (25%), у 2 детей (12%) – нарушение всех компонентов грамматического строя речи, у остальных 10 детей (62%) присутствуют аграмматизмы; 4 детям (25%) поставлены и введены в речь все нарушенные звуки, у 10 детей (62%) звуки в стадии автоматизации, у 2 детей (12%) звуки в стадии постановки; развития связной речи улучшилось у всех детей, 3 человека показывают высокий уровень, 2 ребёнка со сложной структурой дефекта не могут самостоятельно пересказывать рассказ, объединить предложения в текст, требуется продолжить систематическую работу в этом направлении; у всех детей группы развиваются коммуникативные умения и навыки, дети общаются между собой, со взрослыми, могут задавать вопросы и поддерживать беседу; у всех детей улучшилась память, внимание, мышление, усидчивость, но у одного ребёнка остаётся ЗПР средней степени, что требует системной коррекции и активного участия родителей. Все дети переведены в подготовительную логопедическую группу и коррекционная работа с ними продолжена по специально разработанным индивидуальным и фронтальным программам.
На основе полученных данных, можно сделать вывод о стабильной положительной динамике коррекционно-развивающей работы проводимой учителем-логопедом.
Анализируя опыт работы учителем-логопедом за предыдущие 18 лет, пришла к выводу, что эффективность коррекционно-развивающей работы несколько снижается, несмотря на постоянное повышение квалификации, значительное улучшение качества проводимой работы, новых программ и применение новых технологий. Обсуждая данный вопрос на круглых столах с коллегами, мы пришли к выводу, что в последнее время появилась негативная тенденция к увеличению количества детей в логопедических группах. Для качественной работы необходимо, чтобы соблюдались нормы, прописанные в нормативных актах. Для детей с ТНР 2-5лет - не более 6 человек, 5-7 лет – не более 12 человек. Но эти нормы не соблюдаются, в связи с нехваткой мест в детских садах. А также увеличилось количество детей со сложными речевыми нарушениями и неврологической патологией. Однако, учитель-логопед нашего Детского сада, в данной ситуации, старается организовать свою коррекционную работу так, чтобы каждый ребёнок получил необходимую помощь. Но эффективность коррекционно-развивающей работы будет, несомненно, выше, при соблюдении норм и правил набора детей в логопедические группы.
Анализ коррекционной работы за 2016 – 2017 учебный год.
16 детей (старшая группа) |
Уровень |
Начало года |
Конец года |
||||
чел |
% |
Эффект. усвоения |
чел |
% |
Эффект. усвоения |
||
Словарь |
Низкий |
2 |
12% |
63% |
1 |
6% |
87% |
Ниже среднего |
4 |
25% |
1 |
6% |
|||
Средний |
6 |
38% |
2 |
12% |
|||
Выше среднего |
3 |
19% |
3 |
19% |
|||
Высокий |
1 |
6% |
9 |
56% |
|||
Звуковая культура |
Низкий |
2 |
12% |
57% |
0 |
0% |
87% |
Ниже среднего |
5 |
31% |
2 |
12% |
|||
Средний |
6 |
38% |
5 |
31% |
|||
Выше среднего |
3 |
19% |
5 |
31% |
|||
Высокий |
0 |
0% |
4 |
25% |
|||
Грамма-тический строй |
Низкий |
1 |
6% |
68% |
0 |
0% |
87% |
Ниже среднего |
4 |
25% |
2 |
12% |
|||
Средний |
8 |
50% |
5 |
31% |
|||
Выше среднего |
2 |
12% |
5 |
31% |
|||
Высокий |
1 |
6% |
4 |
25% |
|||
Связная речь |
Низкий |
1 |
6% |
63% |
0 |
0% |
88% |
Ниже среднего |
5 |
31% |
2 |
12% |
|||
Средний |
6 |
38% |
5 |
31% |
|||
Выше среднего |
3 |
19% |
6 |
38% |
|||
Высокий |
1 |
6% |
3 |
19% |
Анализ коррекционной работы за 2015 – 2016 учебный год.
16 детей (средняя группа) |
Уровень |
Начало года |
Конец года |
||||
чел |
% |
Эффект. усвоения |
чел |
% |
Эффект. усвоения |
||
Словарь |
Низкий |
4 |
25% |
57% |
2 |
12% |
82% |
Ниже среднего |
3 |
19% |
1 |
6% |
|||
Средний |
6 |
38% |
6 |
38% |
|||
Выше среднего |
3 |
19% |
6 |
38% |
|||
Высокий |
0 |
0% |
1 |
6% |
|||
Звуковая культура |
Низкий |
4 |
25% |
63% |
1 |
6% |
88% |
Ниже среднего |
2 |
12% |
1 |
6% |
|||
Средний |
7 |
44% |
8 |
50% |
|||
Выше среднего |
3 |
19% |
6 |
38% |
|||
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |
|||
Грамма-тический строй |
Низкий |
4 |
25% |
56% |
1 |
6% |
87% |
Ниже среднего |
3 |
19% |
1 |
6% |
|||
Средний |
7 |
44% |
4 |
25% |
|||
Выше среднего |
2 |
12% |
9 |
56% |
|||
Высокий |
0 |
0% |
1 |
6% |
|||
Связная речь |
Низкий |
6 |
38% |
43% |
1 |
6% |
81% |
Ниже среднего |
3 |
19% |
2 |
12% |
|||
Средний |
5 |
31% |
4 |
25% |
|||
Выше среднего |
2 |
12% |
7 |
44% |
|||
Высокий |
0 |
0% |
2 |
12% |
Анализ коррекционной работы за 2014 – 2015 учебный год.
16 детей (2мл.гр) |
Уровень |
Начало года |
Конец года |
||||
чел |
% |
Эффект. усвоения |
чел |
% |
Эффект. усвоения |
||
Словарь |
Низкий |
9 |
56% |
19% |
4 |
25% |
57% |
Ниже среднего |
4 |
25% |
3 |
19% |
|||
Средний |
3 |
19% |
6 |
38% |
|||
Выше среднего |
0 |
0% |
3 |
19% |
|||
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |
|||
Звуковая культура |
Низкий |
11 |
69% |
12% |
4 |
25% |
63% |
Ниже среднего |
3 |
19% |
2 |
12% |
|||
Средний |
2 |
12% |
7 |
44% |
|||
Выше среднего |
0 |
0% |
3 |
19% |
|||
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |
|||
Грамма-тический строй |
Низкий |
9 |
56% |
19% |
4 |
25% |
56% |
Ниже среднего |
4 |
25% |
3 |
19% |
|||
Средний |
3 |
19% |
7 |
44% |
|||
Выше среднего |
0 |
0% |
2 |
12% |
|||
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |
|||
Связная речь |
Низкий |
11 |
69% |
12% |
6 |
38% |
43% |
Ниже среднего |
3 |
19% |
3 |
19% |
|||
Средний |
2 |
12% |
5 |
31% |
|||
Выше среднего |
0 |
0% |
2 |
12% |
|||
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |
Анализ коррекционной работы за 2013 – 2014 учебный год.
Анализ коррекционной работы на средних логопедических группах за 2012 – 2013 учебный год.
1. Согласно решения МПК было сформировано 2 средние логопедические группы к 1 сентября 2012 года. Списочный состав групп – 15 детей и 20 детей.
2. Результативность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2012 – 2013 учебный год:
Заключение специалиста (логопед, невролог) |
Сентябрь 2012 года |
Май 2013 года |
||
кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
|
Сенсо-моторная алалия |
2 |
6% |
2 |
6% |
Моторная алалия |
2 |
6% |
2 |
6% |
ЗПР |
9 |
26% |
9 |
26% |
Дизартрия |
31 |
88% |
31 |
88% |
Полиморфная дислалия |
4 |
11% |
3 |
8% |
ОНР 1 уровня |
7 |
20% |
1 |
3% |
ОНР 2 уровня |
24 |
68% |
7 |
20% |
ОНР 3 уровня |
9 |
26% |
23 |
66% |
Средняя логопедическая группа № 1 (15 детей).
Уровень развития речи |
Сентябрь 2012 года |
Май 2013 года |
||
кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
|
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |
Выше среднего |
0 |
0% |
0 |
0% |
Средний |
1 |
7% |
3 |
20% |
Ниже среднего |
4 |
27% |
7 |
47% |
Низкий |
10 |
66% |
5 |
33% |
Средняя логопедическая группа № 2 (20 детей).
Уровень развития речи |
Сентябрь 2012 года |
Май 2013 года |
||
кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
|
Высокий |
0 |
0% |
1 |
3% |
Выше среднего |
3 |
8% |
9 |
45% |
Средний |
5 |
25% |
7 |
35% |
Ниже среднего |
9 |
45% |
3 |
8% |
Низкий |
3 |
8% |
0 |
0% |
3. Коррекционная работа с детьми проводилась в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
В каждой группе проводилось по 4 фронтальных логопедических занятия в неделю (занятия по формированию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи, по формированию фонетической стороны речи, развитию навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте).
Для проведения подгрупповых занятий дети объединялись в микро-группы для наиболее эффективного усвоения программного материала.
Индивидуальные занятия каждый ребёнок посещал от 3х до 5ти раз в неделю, в зависимости от тяжести дефекта и этапа коррекционной работы.
Начало фронтальных занятий – 1 октября 2013г, окончание – 17 мая 2013 года.
4. Проведение логопедического обследования детей, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы обсуждение результатов обследования с воспитателями, музыкальным работником.
– октябрь.
5. Заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы, (прослеживание динамики коррекционной работы с ребёнком)
- январь, май.
6. Направление нуждающихся детей к врачам специалистам: к психоневрологу, невропатологу, составление сопроводительных характеристик на детей
- в течение года.
7. Ведение необходимой документации (речевых карт, перспективного плана, индивидуальных тетрадей детей, тетрадей для вечерних занятий воспитателя с детьми по заданию логопеда)
– в течение года.
8. Диагностика речевого развития детей средних групп
– в начале года и по итогам года.
9. Сотрудничество с родителями:
а)Проведение родительских собраний:
· Нарушения речи: причины, последствия (с использованием наглядности). Роль родителей в коррекционном процессе на данном этапе обучения детей. Анализ психолого-педагогического обследования детей. – октябрь.
· «Слова – строительный материл речи». Развитие пассивного и активного словаря. – декабрь.
· «Пальцы помогают говорить» - развитие мелкой моторики пальцев рук. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. – март.
· Результаты коррекционной работы за год. Рекомендации на лето. Что и как читать детям. – май.
б). Привлечение родителей к выполнению домашних заданий. – в течение года.
в). «Родительские пятиминутки» - индивидуальные собеседования с родителями, консультации с показом приёмов индивидуальной работы:
· Ознакомление с результатами обследования общего и речевого развития детей и индивидуальными планами работы с каждым ребёнком.
· Допустимость и необходимость консультаций у врачей-специалистов (психоневролога, отоларинголога, невропатолога).
· Выполнение домашних заданий в индивидуальных тетрадях детей.
· Как проводить артикуляционную гимнастику дома.
· Как проводить дыхательную гимнастику.
· Создание благоприятных условий для речевого развития дома.
· Охрана нервной системы ребёнка.
· Пальчиковые игры и упражнения.
· Значение общекоррегирующих упражнений и выполнение их дома.
г). Регулярное обновление материала в родительском уголке. – в течение года.
д). Участие в подготовке праздничных утренников для родителей.
е). Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психо - физическом развитии детей и выявлении запросов, пожеланий и отношения родителей к особенностям своего ребёнка.
10. Участие в педсоветах МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска.
11. Участие в РМО логопедов:
· Посещение открытых занятий – в течение года;
· Участие в семинарах-практикумах - в течение года.
12. Повышение квалификации:
· Курсы повышения квалификации: АНО «ЛОГОПЕД ПЛЮС» Учебный центр «Логопед Мастер» г.Москва. (104 часа) – август 2012г, февраль 2013г
· Составление портфолио учителя-логопеда с представлением показателей качества и результативности труда учителя – логопеда по всем видам деятельности и самооценка результатов педагогической деятельности для прохождения аттестации. – сентябрь – октябрь 2012 года.
· Получение подтверждения высшей квалификационной категории 21 декабря 2012 года.
· Изучение книжных новинок и статей по специальности в журналах «Дефектология», «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика» с целью внедрения новых разработок в практику своей работы. – в течение года.
· Поиск новых приёмов работы с компьютерным тренажёром «Дэльфа – 130» и специальными компьютерными программами «Мир за твоим окном» и «Состав числа». – в течение года.
· Разработка и применение компьютерных игр и презентаций для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях. – в течение года.
· Посещение открытых занятий, семинаров. – в течение года.
· Углублённая работа над темой «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми с нарушениями речи младшего дошкольного возраста». – в течение года.
· Участие в обсуждении различных тем и обмен опытом по логопедии, дефектологии и психологии на специализированных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.
13. Пополнила логопедический кабинет:
· дидактическими пособиями по коррекции слоговой структуры слова, по развитию фонематического слуха, связной речи; по преодолению лексико-грамматических нарушений, по развитию внимания, памяти, восприятия, процессов мышления; по обследованию речи детей; по развитию мелкой моторики и общих речевых навыков детей.
· Приобрела методическую литературу по работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. – в течение года.
14. Проверка звукопроизношения детей, посещающих МБДОУ № 10 (2ая младшая, средняя, старшая группы), с целью выявления детей с нарушениями речи и наблюдения за динамикой развития. – октябрь, апрель.
Консультативное обследование детей с наиболее тяжёлыми нарушениями речи. Отбор детей на МПК для зачисления в логопедические группы. Знакомство с медицинской документацией. – апрель.
Индивидуальные собеседования с родителями детей по итогам первичного обследования детей. – май.
15. Участие в МПК, составление протоколов МПК - май 2013г.
16. Составление отчёта коррекционно-развивающей деятельности за 2012 – 2013 учебный год. – май 2013г.
17. Работа осуществлялась в тесном контакте с воспитателями, логопедами, дефектологами, врачом - неврологом и музыкальным работником МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска.
Данная коррекционно – развивающая работа с детьми будет продолжена в следующем году, и рассчитана на 4 года обучения, что позволит детям овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе и выравнивает речевое и психическое развитие детей.
Анализ коррекционной работы на второй младшей логопедической группе за 2011 – 2012 учебный год.
1. Согласно решения ПМПК была сформирована 2ая младшая логопедическая группа к 1 сентября 2011 года. Списочный состав группы – 24 ребёнка.
При поступлении в группу дети имели следующие речевые и медицинские заключения заключения:
ОНР 1 уровня – 1 ребёнок.
ЗРР – 14 детей.
Моторная алалия – 1 ребёнок.
Сенсо – моторная алалия – 2 ребёнка.
Гр. ЗПРР – 3 ребёнка.
ЗПРР – 7 детей.
Дизартрия – 14 детей.
Полиморфная дислалия – 8 детей.
Согласно итоговому обследованию состояния речевой функции у детей в мае 2012 года:
ОНР 1 уровня – 5 детей.
ОНР 2 уровня – 9 детей.
Моторная алалия – 1 ребёнок.
Сенсо – моторная алалия – 2 ребёнка.
Гр. ЗПР – 3 ребёнка.
ЗПР – 4 ребёнка.
Дизартрия – 14 детей.
Полиморфная дислалия – 8 детей.
2. К концу учебного года из группы выбыли 3 ребёнка. 1 ребёнок выбыл в связи с переездом на новое место жительства, 2 детей – переведены в тифло-группу по решению ПМПК.
3. Согласно диагностике, проведённой в октябре 2011 года, состояние речевых процессов у детей:
Низкий уровень развития речи – 10 детей (42%)
Уровень ниже среднего – 4 ребёнка (17%)
Средний уровень – 6 детей (15%)
Уровень выше среднего – 1 ребёнок (4%)
Высокий уровень – 3 ребёнка (12%)
По результатам диагностики в мае 2012 года:
Низкий уровень развития речи – 8 детей (33%)
Уровень ниже среднего – 4 ребёнка (17%)
Средний уровень – 4 ребёнка (17%)
Уровень выше среднего – 3 ребёнка (12%)
Высокий уровень – 5 детей (21%)
4. Коррекционная работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.
Работа блоками по периодам:
1 период (октябрь, ноябрь, декабрь):
2 период (январь, февраль, март):
3 период (апрель, май):
Блоки:
· Речь: внимание, понимание, потребность:
- воспитание устойчивого внимания ребёнка по отношению к различным раздражителям (сначала невербальным, затем – вербальным);
- уточнение и расширение возможностей ребёнка в понимании обращённой речи;
- стимулировать ребёнка с вербальному высказыванию;
- учить ребёнка выполнять речевые инструкции (одно-, двухсложные).
· Речь и познавательные процессы:
- развитие когнитивных предпосылок общения ребёнка;
- создание сенсорной базы речи (развитие ощущений и восприятий, фонематического слуха).
· Вербальные средства общения:
- формирование и развитие вербальных средств общения во взаимосвязи с невербальными средствами коммуникации;
- обогащение а активизация словарного запаса ребёнка по лексическим темам.
· Слово и речевые звуки:
- воспитание у ребёнка избирательного внимания к слову и речевым звукам;
- уточнение, формирование, различение доступных речевых звуков и слов;
- развитие фонационного дыхания, голоса и интонации;
- развитие подвижности артикуляционного аппарата.
· Речь и детская деятельность:
- широкое использование предметной деятельности для развития вербальных средств общения детей (сюжетно-отобразительные игры, изодеятельность, конструирование);
- формирование и развитие тонких движений пальцев рук.
Начало занятий – 3 октября, окончание занятий – 10 мая.
· Проведение логопедического обследования детей, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы обсуждение результатов обследования с воспитателями
– октябрь.
· Заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы, (прослеживание динамики коррекционной работы с ребёнком) – январь, май.
· Направление нуждающихся детей к врачам специалистам: к психоневрологу, невропатологу – в течение года.
· Ведение необходимой документации (речевых карт, перспективного плана, индивидуальных тетрадей детей, тетрадей для вечерних занятий воспитателя с детьми по заданию логопеда)
– в течение года.
· Диагностика речевого развития детей старшей и подготовительной группы
– в начале года и по итогам года.
5. Сотрудничество с родителями:
1. Проведение родительских собраний:
а)Нарушения речи: причины, последствия. Роль родителей в коррекционном процессе на данном этапе обучения детей. Анализ психолого-педагогического обследования детей. – октябрь.
б) Использование продуктивной деятельности для формирования познавательной сферы и речевой функции детей младшего дошкольного возраста. Развитие пассивного и активного словаря. – декабрь.
в) «Пальцы помогают говорить» - развитие мелкой моторики пальцев рук. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. – март.
г) Результаты коррекционной работы за год. Рекомендации на лето. Что и как читать детям. – май.
2. Привлечение родителей к выполнению домашних заданий. – в течение года.
3. «Родительские пятиминутки» - индивидуальные собеседования с родителями, консультации с показом приёмов индивидуальной работы:
· Ознакомление с результатами обследования общего и речевого развития детей и индивидуальными планами работы с каждым ребёнком.
· Допустимость и необходимость консультаций у врачей-специалистов (психоневролога, отоларинголога, невропатолога).
· Выполнение домашних заданий в индивидуальных тетрадях детей.
· Как проводить артикуляционную гимнастику дома.
· Как проводить дыхательную гимнастику.
· Слова – строительный материал речи.
· Создание благоприятных условий для речевого развития дома.
· Охрана нервной системы ребёнка.
· Пальчиковые игры и упражнения.
· Значение общекоррегирующих упражнений и выполнение их дома.
4. Регулярно обновлять материал в родительском уголке. – в течение года.
5. Принимать участие в подготовке праздничных утренников для родителей.
6. Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психо - физическом развитии детей и выявлении запросов, пожеланий и отношения родителей к особенностям своего ребёнка.
6. Участие в педсоветах МДОУ № 10.
7. Участие в РМО логопедов:
· Посещение открытых занятий – в течение года;
· Показ открытого подгруппового логопедического занятия по развития сенсорной базы речи, лексическая тема «Дикие животные». - 18 апреля 2012 года.
8. Повышение квалификации:
· Изучение книжных новинок и статей по специальности в журналах «Дефектология», «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика» с целью внедрения новых разработок в практику своей работы. – в течение года.
· Поиск новых приёмов работы с компьютерным тренажёром «Дэльфа – 130» и специальными компьютерными программами «Мир за твоим окном» и «состав числа». – в течение года.
· Разработка и применение компьютерных игр и презентаций для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
· Посещение открытых занятий, семинаров. – в течение года.
· Углублённая работа над темой «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми с нарушениями речи младшего дошкольного возраста». – в течение года.
· Участие в Фестивале «Открытый урок» на сайте «Первое сентября», публикация конспекта подгруппового занятия, получение сертификата участника. – январь 2012 года.
· Участие в муниципальной конференции педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Современные технологии как средство повышения качества дошкольного образования» с презентацией на тему «Информационные технологии в работе с безречевыми детьми», получение сертификата участника. – декабрь 2011 года.
9. Пополнила логопедический кабинет:
· дидактическими пособиями по коррекции слоговой структуры слова, по развитию фонематического слуха, связной речи; по преодолению лексико-грамматических нарушений, по развитию внимания, памяти, восприятия, процессов мышления; по обследованию речи детей; по развитию мелкой моторики и общих речевых навыков детей.
· Приобрела методическую литературу по работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями речи. – в течение года.
10. Проверка звукопроизношения детей, посещающих МБДОУ № 10 (ясельные группы, 2ые младшие, средние, старшие, подготовительные группы), с целью выявления детей с нарушениями речи и наблюдения за динамикой развития. – октябрь, апрель.
Консультативное обследование детей с наиболее тяжёлыми нарушениями речи. Отбор детей на МПК для зачисления в логопедические группы. Знакомство с медицинской документацией. – апрель.
11. Работа осуществлялась в тесном контакте с воспитателями, логопедами, дефектологами, врачом - неврологом и музыкальным работником МДОУ № 10.
Данная коррекционно – развивающая работа с детьми будет продолжена в следующем году, и рассчитана на 4 года обучения, что позволит детям овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе и выравнивает речевое и психическое развитие детей.
Результаты коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ №10 за период 2009 – 2012г.
Учебный год |
Начало учебного года |
Конец учебного года |
||
Норма |
Значи-тельное улучшение
|
Без улучшения
|
||
2009 – 2010 учебный год (старшая логопедическая группа – 20 детей)
|
· ОНР 2 уровня, дизартрия – 6 детей; · ОНР 3 уровня, дизартрия – 10 детей; · ОНР 3 уровня, полиморф. дислалия – 4 ребёнка. |
2 ребёнка 10% |
18 детей 90% |
0% |
2010 – 2011 учебный год (подготовит. логопедическая группа – 20 детей)
|
· ОНР 3 уровня, дизартрия – 10 детей; · ОНР 4 уровня, дизартрия – 6 детей; · ОНР 4 уровня – 2 ребёнка; · Норма – 2 ребёнка.
|
18 детей 90% |
2 ребёнка 10% |
0% |
2011 – 2012 учебный год (2ая младшая логопедическая группа – 15 детей)
|
· сенсо-моторная алалия груб. ЗПРР, – 3 ребёнка; · моторная алалия, ЗПР – 1 ребёнок; · моторная алалия – 1 ребёнок; · ОНР – 1 уровня, дизартрия, ЗПР – 6 детей; · ОНР – 2 уровня, дизартрия – 4 ребёнка;
|
0% |
12 детей 80% |
3 ребёнка 20% |
Сводная таблица уровней развития речи детей логопедической группы за 3 года.
Группа, период об-я
Уровень развития речи. |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
2ая младшая группа |
|||
2009 – 2010 уч/год |
2010 – 2011 уч/год |
2011 – 2012 уч/год |
||||
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
|
Высокий |
0 |
0 |
0 |
10 (50%) |
0 |
0 |
Выше среднего |
0 |
3 (15%) |
3 (15%) |
8 (40%) |
0 |
0 |
Средний |
2 (10%) |
10 (50%) |
10 (50%) |
2 (10%) |
2 (13%) |
6 (40%) |
Ниже среднего |
10 (50%) |
7 (35%) |
7 (35%) |
0 |
2 (13%) |
5 (33%) |
Низкий |
8 (40%) |
0 |
0 |
0 |
11 (73%) |
4 (27%) |