Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р в сочетании с движением "Крыска Лариска".

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с ОНР 3 уровня подготовительной  группы по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, словосочетаниях и простых фразах в сочетании с движением.

Составитель: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска Сысоева Н.А.

Цель: Автоматизация правильного произношения звука «Р» в словах.

Задачи:

1. Автоматизация звука "Р" в словах, словосочетаниях, коротких фразах в сочетании с движением.
2. Закрепить умение выкладывать предметный ряд, соотносить действие с предметом, соблюдать последовательность действий.
3. Закрепить умение читать прямые и обратные слоги, соотносить количество слогов с предметным изображением.
4. Развивать двуручную деятельность.
5. Закрепить умение определять наличие или отсутствие звука в слове.
6. Закрепить понимание пространственных отношений, выраженных предлогом "из-под".
7. Формировать умение правильно употреблять предлог "из-под".
8. Закрепить умение правильно образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
9. Развивать направленную воздушную струю, моторику артикуляционного аппарата.
10. Воспитывать инициативу, желание помогать.

Оборудование: Игрушки (в названии которых есть звук Р и без звука Р), верёвка, краска, диктофонная запись песенки Шапокляк, влажные салфетки, набор для предметного ряда (перья, игрушечные тролли, буквы Р), коробка, крышка, корзина, банка, ракетка, гитара, карта, ведро, карточки со слогами и кружочками для чтения, картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, в названии которых есть звук Р, картинка «Меню» (с изображением блюд, в названии которых есть звук Р: торт, мороженое, пирог, пирожное, пирожки, зефир), ручка.

 

Ход :


1. Орг. момент:
При входе в кабинет обнаруживаем чьи-то следы. Логопед:
- Ой, что же тут случилось? Я хотела с тобой поиграть, а кто-то всё испортил. Натоптал тут.
Звучит диктофонная запись песни Шапокляк "Кто людям помогает, тот тратит время зря,
Хорошими делами прославиться нельзя".
Логопед:
- Кто бы это мог быть?
Беседа с ребенком, выясняем, что это могут быть следы крыски Лариски. Логопед предлагает ребёнку либо пойти в группу, либо помочь навести порядок и заодно поиграть.

 

2. Выкладывание предметного ряда, автоматизация изолированного звука, развитие направленной воздушной струи, соотнесение действия с предметом:
Логопед:
- Мы пойдём по следам, будем их стирать и так, по порядку всё приберем.
Ребёнок стирает следы влажными салфетками. Следы приводят к началу ряда "тролль" - "перо" - "буква Р".
Логопед:
- Осталось только начало ряда, давай продолжим дорожку! Назови предметы.
Ребёнок называет. При назывании буквы "Р", беседа о правильной артикуляции звука "Р". Ребёнок выкладывает предметный ряд, называя предметы. Логопед:
- Здорово у тебя получилось! А теперь игра! Если мы видим тролля - делаем упражнение "Лошадка", перо - надо сдуть с ладошки, а когда видим букву - рычим.
Ребёнок выполняет задание, соотнося предмет с заданным действием. Логопед:
- А теперь всё разложим по местам: троллей - в коробку, перья - на крышку, буквы Р - в корзину.
Ребёнок выполняет задание, делает вывод: Тролли в коробке, перья на крышке, буквы - в корзине".

 

3. Чтение слогов, автоматизация звука в слогах, соотнесение количества произнесённых слогов с количеством кружочков:
Логопед привлекает внимание ребёнка к следам,  на карточках, которые лежат на полу, обсуждают, как крыска Лариска попала со стола на пол (спрыгнула). Логопед предлагает ребёнку тоже прыгать. На полу лежат обручи, внутри которых расположены следы ступней, вырезанные из фетра, справа или слева от следов лежат карточки, на которых топталась крыска Лариска и запачкала их. Ребёнок прыгает в обруч на следы. Логопед спрашивает, справа или слева лежит карточка, ребёнок отвечает, стирает следы краски. Логопед:
- Прочитай столько раз слог, сколько под ним кружочков.
РА - РА - РА, РО - РО, АР, РЫ - РЫ - РЫ - РЫ и т.д.

 

4. Автоматизация звука Р в словах, развитие двуручной деятельности, определение наличия или отсутствия звука в слове:
Продолжаем стирать следы крыски Лариски и находим клубок, в котором запутаны маленькие игрушки. Ребёнок распутывает клубок, называет игрушку, которую он нашёл. Затем ему предлагается сложить игрушки в коробку или в банку. Предлагается отгадать, какие игрушки должны лежать в коробке, а какие в банке. Вывод: игрушки, в названии которых есть звук Р - в коРРРобоку, а без звука Р - банку.

 

5. Употребление предлога "из-под", автоматизация звука в коротких фразах:
Далее следы крыски Лариски приводят к предметам, разложенным на полу. Логопед говорит, что тут были картинки, а теперь их нет. Ребёнок находит картинки под каждым предметом. Логопед:
- Откуда ты взял морковь?
- Я взял морковь из-под крышки.
- Я достал гранат из-под коробки. и т.д.

 

6. Автоматизация звука в словосочетаниях, использование относительных прилагательных:
Логопед рассказывает ребенку, что эти картинки (фруктов, ягод, овощей со звуком Р) нужны для составления меню на день рождения. Логопед:

- Повар дал мне  список блюд, которые он может приготовить из этих овощей, фруктов и ягод. (картинка «Меню» с изображением блюд: торт, мороженое, пирожное, пирог, пирожки, зефир). Давай вместе составим?

Ребёнок предлагает варианты, какой может быть торт: черничный, персиковый, виноградный и т.п.

Затем, какое можно заказать мороженое: фруктовое, черничное и т.д. (опираясь на картинки).

Можно записать самые удачные варианты.

 

7. Итог:

Логопед благодарит ребёнка за оказанную помощь. Беседа по итогам занятия: понравилось ли помогать? Часто ли ребёнок помогает маме? Нравится ли, когда ему помогают? Вывод: добрые дела делать приятно. Затем логопед предлагает пойти и посмотреть, не приходила ли крыска Лариска к ним в группу.

 

 

 


Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации звук Р с использованием сенсорно-интегративной технологии "В поисках сундука пирата".

Составитель: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска Сысоева Н.А.

Цель: Автоматизация правильного произношения звука «Р» в словах.

Задачи: 1. Закрепить правильное произношение звука «Р» в словах.

              2. Формировать умение правильно произносить звук «Р» в простой фразе, чистоговорках.

              3. Совершенствовать грамматический строй речи:

  • Закрепить умение подбирать слова с противоположным значением;
  • Формировать умение правильно строить фразу, согласовывая числительное с существительным;
  • Тренировать в умении подбирать несколько определений к слову, употребляя их с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения;

              4. Закрепить умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

              5. Развивать моторику артикуляционного аппарата, тактильно-кинестетическую чувствительность, слуховое восприятие и внимание, мышление, быстроту реакции, длительный плавный выдох.

              6. Воспитывать инициативность, доброжелательность, нравственные чувства.

Оборудование: Игрушки: крокодил, попугай, тигр (символ звука «Р»); верёвка, сенсорные коробки (цветной рис, шишки), диктофонная запись стихотворных слов попугая, музыка для релаксации, картинки символы звука «Р» (тигр, профиль артикуляции, мальчик-звук «Р»), сундук с кодовым замком, корзина, свитки разнофактурных материалов, карта на красной бархатной бумаге, тарелки, зубочистки, нарезанные и целые продукты (сыр, груша, виноград, помидор, укроп), чашки с водой, трубочки для коктейля, бумажные стаканчики, скотч, резиновая перчатка, целлофановые пакеты, палатка (пещера), пальма, картинки со словами антонимами, мячи обтянутые коричневой тканью с наклеенными картинками, пододеяльник детский с застёжкой-молнией, карточка-подсказка для постройки плота, голубая ткань (море), картинки с продуктами (1,2,3,4,5 предметов), рюкзачок для продуктов, карточка с ребусом.

 

Ход:

  1. Организационный момент:

Дети обнаруживают пропажу попугая Кеши из логопедического кабинета и отправляются на его поиски. Находят попугая связанным и спрятанным в коробке с шишками. Спасают попугая, садятся за столы и спрашивают у попугая, что же с ним случилось. (Включается запись слов попугая на диктофоне)

«Хитрый пират Крюк

Украл какой-то звук!

В сундук его закрыл…

И быстро в даль уплыл….»

- А какой же звук похитил пират? (попугай не знает)

- Покажи, Кеша, где последний раз ты видел пирата? (Попугай летит в сенсорную коробку с цветным рисом).

Детям предлагается поискать следы или подсказки в коробке. Дети находят картинки-символы звука «Р».

 

  1. Характеристика звука «Р» по артикуляционным и акустическим признакам:

Детям предлагается узнать, какой звук обозначают эти картинки.

- Это тигр, который рычит, его любимый звук «Р».

- Это открытый рот, язык поднят кверху и дрожит, голос звенит. Получается звук «Р».

- Это мальчик-звук, он обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук.

Совместно делается вывод, что похищен звук «Р». Логопед просит детей произнести звук «Р», радуется, что дети могут его правильно произносить. Но огорчается за других детей группы, так как не все дети ещё научились «рычать», а звук «Р» похищен. Дети предлагают найти и вернуть звук «Р».

  1. «Ищем карту»:

Попугай Кеша говорит (диктофонная запись):

«Пират карты рисовал,

И в корзину их бросал!

Правильная лишь одна:

На шершавой красной бумаге она!»

Дети находят в корзине правильную карту (среди карт нарисованных на разноцветных и  разнофактурных материалах (бумага, мех, кожа, ткань, плёнка).

Дети благодарят попугая Кешу за помощь.

  1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика:

Логопед предлагает детям подкрепиться перед долгим путешествием. На стол выставляются тарелки с продуктами питания, дети называют их. Логопед сообщает, что для того, чтобы эти продукты придали  волшебных сил, их надо не просто съесть, а выполнить специальные упражнения с ними. Дети сами выбирают продукты, с которыми они хотят делать гимнастику. Логопед каждому ребёнку даёт маленький кусочек и предлагает:

- Снять губами, положить на язык, удерживать на языке, рот открыт.

- Высовывать язык и удирать вглубь рта с кусочком на кончике.

- Поднять кусочек кверху и удерживать за зубами, рот открыт.

- Перекатывать кусочек из одной щеки в другую.

- Облизывать кружок помидора по кругу.

- Держать веточку укропа на верхней губе, как усы.

Запить водой, при желании.

 

  1. Дыхательное упражнение «Надуем воздушные шары»:

Логопед предлагает отправляться в путь. Дети рассматривают карту, путь лежит через горы, дети решают, что перелететь через горы быстрее, чем идти пешком. Логопед предлагает смастерить волшебные воздушные шары. Дети выбирают трубочку для коктейля, вставляют её в дырочку в бумажном стаканчике к краю которого приклеен целлофановый пакет. Дети выдыхают воздух в трубочку, наполняя пакет через стаканчик. Логопед помогает убрать трубочку и заклеить отверстие. У каждого ребёнка получается свой воздушный шар.

 

  1. Автоматизация звука «Р» в слогах:

Для попутного ветра, логопед предлагает произносить волшебные заклинания в полёте (у каждого ребёнка на стаканчике написаны разные слоги).  «Бра-бро-бры», «Кру-кра-крэ», «Тра-тро-тру».

 

  1. Автоматизация звука «Р» в словах, подбор слов – антонимов:

По карте выясняется, что дальше надо плыть на плоту по реке. Логопед предлагает детям смастерить плот, а для этого (глядя не подсказку – карточку для постройки плота) нужны волшебные кокосы. Они находятся в закрытой пещере. Чтобы пещеру открыть надо отгадать загадки (на пещере-палатке прикреплены картинки с обозначением слов – антонимов).

Весёлый – грустный.          Холодно – жарко.           Злой – добрый.             Внизу – вверху.

Храбрый – трусливый.       Сухой – мокрый.             Вечер – утро.                Узкий – широкий.                             

Медленный – быстрый.      Тихий – громкий.           Мягкий – твёрдый.       Длинный – короткий.

В пещеру открывается вход, там дети обнаруживают волшебные кокосы (мячи обтянутые коричневой тканью с приклеенными картинками).

  1. Автоматизация звука «Р» в словах, определение наличия или отсутствия звука в слове:

- Чтобы смастерить плот, все ли кокосы нам пригодятся?

Глядя на карточку подсказку, дети делают вывод о том, что нужны только кокосы со словами, в которых есть звук «Р», остальные кокосы оставляем в пещере. Дети достают кокосы, называют картинки, кладут кокосы в мешок. Когда мешок заполнен, закрываем замок молнию и разравниваем мячи ровным слоем, - получается плот.

  1. Релаксационная пауза:

Детям предлагается лечь на плот и отдохнуть, так как плыть по реке долго. Логопед включает релаксационную музыку и говорит:

- Устраивайтесь поудобнее, закройте глаза. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть. Вытянем из и расслабим. Послушайте, что я хочу вам рассказать. Мы плывём на волшебном плоту по спокойной, синей, тёплой реке, качаясь на волнах. Дует тёплый, лёгкий ветерок. Светит ласковое и приятное солнышко. Нам легко и спокойно. Приятно плыть по реке в тёплый солнечный день. Мы отдыхаем.

В это время на синюю ткань, изображающую море, кладётся крокодил (дети с закрытыми глазами и не видят этого). 

  1. Автоматизация звука «Р» во фразе, согласование числительного и существительного:

- Ребята, мы подплываем к острову, можно подниматься. ОЙ, у нас на пути голодный крокодил, он не даст нам сойти на берег, что же нам делать?

Дети предлагают покормить крокодила.

- Посмотрим, осталось ли у нас что-нибудь из съестных припасов?

Дети ищут в рюкзаке картинки с изображением еды. Сидя на плоту, каждый достаёт по одной картинке, считает, сколько предметов нарисовано и говорит фразой: «Я бросаю крокодилу два пирога», «Я бросаю крокодилу пять перцев» и т.д.

Логопед просит детей поискать ещё еды в рюкзаке. Пока дети отвлеклись, накрыть крокодила и картинки синей тканью.

-Крокодил уплыл, мы можем сойти на берег.

 

  1. Автоматизация звука «Р» во фразе, подбор определений к заданному слову, употребление существительных и прилагательных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения:

Дети находят на острове под пальмой сундук, на сундуке – кодовый замок. Рядом – карточка с ребусом. Дети приходят к выводу, что надо отгадать ребус и тогда мы узнаем код замка и сможем открыть сундук. Ребус загадал гном (на карточке картинка), значит все слова надо называть ласково. Красные треугольники перед каждой картинкой обозначают признак слова.

«Красненькая, красивенькая розочка» - цифра 5.

«Кругленький, вкусненький арбузик» - цифра 1.

«Сладенький, тяжёленький тортик» - цифра 2.

Набираем эти цифры на замке и отрываем сундук. Там спрятана игрушка-символ звука «Р» (тигр).

  1. Автоматизация звука «Р» в чистоговорках:

-Нам нужно скорее возвращаться в детский сад, пока пират нас не заметил! Скажем волшебные чистоговорки и окажемся дома.

Ра-ра-ра – возвращаться нам пора!

Ру-ру-ру – мы закончили игру!

Ары-ары-ары – дружно встанем в пары!

Парами пойдём и в группу попадём!

  1. Итог:

Дети приходят к тому месту, откуда отравлялись в путешествие.

- Ребята, понравилось ли вам наше приключение?

 

- Захотелось рассказать о нём кому-нибудь? Кому и что ты хочешь рассказать? Что тебе больше всего понравилось? Было ли сложно сегодня? Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы молодцы, что помогли мне вернуть звук «Р», теперь все ребята нашей группы научатся правильно говорить звук «Р»!


Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Л с использованием компьютерной программы «Дельфа – 130». (для подготовительной группы, детей с ОНР 3 или 4 уровня с дизартрией, дислалией).

Тема «Новогоднее путешествие».

Задачи:

 1. Автоматизировать звук Л в слогах, словах, фразах, коротких стишках.

 2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, слуховое внимание,    

     фонематическое восприятие.

 3. Развивать силу голоса, направленную воздушную струю.

 4. Закрепить умение детей определять место звука в слове.

 5. Развивать интонационную выразительность речи.

Оборудование: предметные картинки-символы для проведения артикуляционной гимнастики (слон, мышка, кочки, дом, носорог, булка, коршун, индюк),  игрушка Незнайка, картинки: сон, слон, сова, слова, газ, глаз, человечки-звуки (картинки – символы), специализированный компьютерный логопедический тренажёр «Дэльфа – 130», новогодняя ёлка с гирляндой, игрушки: белка, заяц, волк, медведь, лиса, мышка;  елочный шары с рисунками – ёлка, лошадь, белка, лось, дятел, крокодил, ласточка, солнышко; схемы слова со звуком Л в начале, середине и конце слова; картинки – символы, подсказывающие, как читать стихи – быстро (ракета), медленно (черепаха), весело (весёлый клоун), грустно (грустный клоун), тихо (колобок с пальцем у рта), громко (колобок с широко открытым ртом), корзинка, мольберт, кабинет оформлен в виде зимнего леса.

Ход занятия:

1. Приветствие:       

Дети говорят хором с логопедом: «Звуки слушаем внимательно,

                                                            Произносим их старательно!»

2. Артикуляционная разминка «Два героя»:

Логопед: - А чтобы чётко и правильно произносить звуки, что нужно поупражнять? Какую гимнастику сделать?

Дети: - Гимнастику для язычка.

Логопед читает стихотворение, показывает картинки-символы, дети выполняют артикуляционные упражнения:

«Зимой два героя как-то раз,             

Пошли на охоту в поздний час.       

                           (прикусить зубами кончик языка, и на длительном выдохе 

                            похлопать пальцами по щекам, чтобы слышались «шаги»).

«Нам, героям, не страшны               

Даже дикие слоны!»

                            (вытянуть губы вперёд хоботком)

Шли, друг другу похвалялись,         

Вдруг… мышонка испугались!

                            (длительно удерживать губы в растянутой улыбке)

И по кочкам наутёк

Побежали со всех ног.

                            (пошлёпать широким распластанным языком по верхней губе)

Уж до дому добежали,

Но по-прежнему дрожали.

                    (многократно произносить на одном выдохе опорный звук Д-д-д…)

«Ой! – сказал один «герой». –

Носорог скакал за мной,

                            (поцокать языком)

Он ружьё моё отнял,

И, как булку, разжевал!

                            (пожевать язык, многократно произнося слог ЛА)

А когда я оглянулся,

Он так жадно облизнулся!»

                            (облизать широким языком верхнюю губу сверху вниз)

«Ой! – сказал другой «герой». –

Коршун вился надо мной.

Страшно крыльями махал,

                             («помахать» языком вверх – вниз)

Как индюк он болботал

                             (быстрее движения широким кончиком языка по верхнее губе вперёд – назад)

И с тех пор «героям» что-то

На охоту не охота!

                            (обиженно оттопырить  нижнюю губу)»

Логопед: - А вы ребята, испугались бы мышонка? Молодцы! А какой же звук мы с вами будем учиться правильно произносить?

3. Ведение в тему «Незнайкины стихи»:

Незнайка: - Привет! Привет! Это опять я к вам в гости заглянул! А что вы тут делаете?

Дети: - Мы учимся правильно говорить.

Незнайка: - Подумаешь, правильно говорить звук – не правильно, а у меня и без этого хорошие стихи получаются! Я сегодня сочинил, вот послушайте:

«С большими ушами и хоботом он,

Огромный, серый, добрый СОН!»

 - Ну, как здорово?

Дети: - Не СОН, а СЛОН, серый и большой! (логопед выставляет картинки).

Незнайка: - Ну а вот ещё:

«Моя большая голова

Знает разные СОВА!»

Дети:  - не СОВА, а СЛОВА! (картинки)

Незнайка: - Ну а вот это тогда:

«Играли в индейцев мы как-то раз,

Меня называли Зоркий ГАЗ!»

Дети: - Не ГАЗ, а ГЛАЗ!

Логопед: - Ребята, какой звук всё время пропускает Незнайка?

Дети: - Звук Л.

Логопед: - Вот, Незнайка, если не научиться правильно произносить звуки, то твои замечательные стихи всегда будут непонятными.

Незнайка: - Ладно, ладно, я всё понял! Побегу, запишу теперь правильные стихи, чтобы понятно было! (Незнайка уходит)

Логопед просит детей вспомнить правильную артикуляцию звука Л и дать этому звуку характеристику, выбрав из нескольких человечков – звуков нужную картинку.

4. Развитие голоса, направленной воздушной струи, автоматизация звука Л в слогах «Компьютерные игры»:

Логопед: - А вы знаете, какой приближается зимний праздник?

Дети: - Новый год.

Логопед: - А какую красавицу лесную мы в гости приглашаем и наряжаем?

Дети:  - Ёлку.

 - «Ёлочка»:

Логопед: - Посмотрите, вот она ёлочка (на мониторе), уже украшена к празднику фонариками, только они не горят. Давайте, зажжём их своими голосами!

Дети по очереди произносят в микрофон гласный (А,О, У, И), если звук достаточно плавный, сильный и длительный то фонарики на елке зажигаются один за другим, а в конце упражнения пульсирует наконечник на ёлке.

 - «Торт»:

Логопед: - А на праздник всегда бывает угощение, у нас сегодня торт давайте погасим на неё свечи!

Дети по очереди дуют в микрофон, если сила воздушной струи достаточная, то на торте гаснут свечи одна за другой.

 - «Чашка чая»:

Логопед: - А с тортом можно и чаю выпить. Только он очень горячий, подуйте, чтобы не обжечься.

Когда ребёнок дует в микрофон, над чашкой чая появляются струйки пара.

 - «Скатерть-самобранка»:

Логопед:- Но на настоящем празднике из угощений бывает не только торт, а много других угощений. Посмотрим, что нам приготовила скатерть-самобранка! Для этого нужно чётки и правильно произносить волшебные слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

При правильном произнесении слога на скатерти-самобранке появляются предметы посуды и угощения. По окончанию упражнения картинка «моргнёт».

5. Динамическая пауза:

Логопед: - Ребята, а давайте пойдём в лес и посмотрим, как звери готовятся встречать Новый год?

Наденем лыжи и пойдём!

Дети имитируют движения.

Мы на лыжах ехали, к лесу мы подъехали.

Ждут нас на опушке разные зверушки.

Тут весёлые зайчата, длинноухие ребята.

И крадётся серый волк, зубами грозно щёлк, да щёлк!

Спят в берлоге медвежата, толстопятые ребята.

А лисичка – хороша, ходит мягко, не спеша.

А вот мышка идёт, что-то в норку несёт.

Только белочка сидит, и на ёлочку грустно глядит….

Логопед: - Ребята, давайте узнаем у белочки, почему она такая грустная? (вопросы детей)

Белочка: - Все звери готовились встречать Новый год, ёлку нарядили, а проказник – волчок, все игрушки с ёлки сорвал и по лесу разбросал…

Логопед, дети: - Не переживай, Белочка, мы тебе поможем, найдём в лесу все игрушки. Мы по лесу шли и видели ёлочные украшения – шарики.

6. Автоматизация звук Л во фразах «Найдём ёлочные игрушки»:

Логопед: - Полина будет искать украшения для ёлочки в правой части леса, а Настя – в левой. Кто быстрее соберёт все игрушки!? А принося шарик в корзинку, нужно сказать Белочке, что нарисовано на этом шарике, например, так: «я нашЛа шарик с Лошадкой», и не забыть правильно произнести звук Л.

Дети под музыку собирают шарики в корзинку и говорят Белочке предложения:

Я нашла шарик с ёлочкой.

Я нашла шарик с ласточкой.

Я нашла шарик с крокодилом. и т.д.

7. Определение места звука Л в слове «Украсим Ёлку»:

Логопед: - А теперь давайте поможем Белочке украсить ёлочку! Только игрушки нужно развесить правильно, мне Белочка всё объяснила: если в слове (названии картинки на шарике), звук Л в начале слова – шарик нужно повесить наверх (там схема слова со звуком Л в начале слова), если звук Л в середине слова – то шарик вешаем на веточки, которые в середине (схема слова нам подскажет), а если звук Л в конце слова, то игрушку повесим внизу (схема).

Дети выполняют задание, оречевляя свои действия. После этого на ёлочке загораются огоньки гирлянды, Белочка благодарит детей, логопед хвалит детей.

8. Автоматизация звука Л в стихах «Артисты»:

Логопед: - Ребята, а давайте, как на настоящем празднике устроим маленький концерт – прочитаем стихи. Превратимся в настоящих артистов, позовём всех зверей послушать. (игрушки зверей размещаются около ёлки). А как прочитать стихотворение, каждый выберет сам (на мольберте картинки-символы: тихо – громко, медленно – быстро, весело – грустно).

Дети выбирают картинку-символ, картинку для стихотворения и читают, правильно произнося звук Л:

«Ёлочка – ёлочка колкая иголочка!»          

«Пчела не слон,  пчела – мала,   но велики её дела!»       

 «Искала белка дуб с дуплом, дупло у белок – это дом!»                                       

«Клоун  Милу удивил, - он за хвост слона водил!»                                         

9. Итог:

Логопед: - Молодцы, ребята!

Звери благодарят детей и дарят детям по маленькой шоколадке.

Логопед даёт оценку деятельности детей, спрашивает, что им запомнилось, понравилось, какой звук они учились правильно произносить.

 

 


Логопедическое занятие "Приключения Лунтика"  для автоматизации звука Л в слогах, словах, фразах, совершенствования грамматического строя речи. Как часть занятия используется презентация "Накорми Лунтика".

Коррекционно-образовательные задачи.

Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать грамматический строй речи (закреплять умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными, образовывать форму творительного падежа существительных в  единственном числе).

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать фонематические процессы, слуховое и зрительное восприятие, воображение, общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи.

Воспитывать активность, инициативность, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей:

1.Коммуникация - развитие  свободного общения со взрослым, развитие фонетико-фонематической  системы языка,  грамматического  строя речи;

2. Здоровье -  развитие артикуляционного праксиса, снятие зрительного напряжения в упражнении «Звезда», закрепление представлений о здоровом питании;

3. Социализация - развитие игровой деятельности, коммуникативных навыков,  эмоциональной отзывчивости,  активности,  инициативности;

4. Физическая культура – накопление двигательного опыта, развитие координации через выполнение имитационных действий;

5. Познание - расширение и  уточнение   представлений о   космическом пространстве, формирование элементарных математических представлений;

6. Музыка  - приобщение к музыкальному искусству (слушание песни).

Оборудование.

Лунтик, космический корабль, на иллюминаторах – символы артикуляционных упражнений, «пульт управления», рисунок «наложенные предметы», картинки пила, иголка, метла, лопата, ложка; «голубая планета», картинки голубого цвета (лодка, волк, белка, облака, елка), картинки облаков в виде лошадки, слона, куклы; звезды, кисточки, клей, панно «Планета Земля», проектор, экран, магнитофон.

Ход мероприятия:

1. Логопед:  Вы помните мультфильм про Лунтика? Почему у Лунтика такое имя? Где его дом? Сегодня он прилетел к нам. Он рассказал, что с ним произошла печальная история. Он летал на своем звездолете, фотографировал разные планеты. А потом на него напали злые космические пираты. Они мешали ему фотографировать и чуть не уничтожили его космический корабль.  И теперь Лунтик прилетел к нам. На нашей планете Земля у него много друзей, и он надеется, что друзья помогут отремонтировать его корабль.

Вы хотите подружиться с Лунтиком? Согласны помочь ему отремонтировать его корабль?

2.Вставайте в круг, протяните руку Лунтику.

                 Веселый Лунтик озорной

                 С луны пришел он к нам домой.

                 Дарит радость всем вокруг.

                 Лунтик – самый лучший друг!

(Дети идут по кругу, держась за Лунтика.)

3. Подойдем к космическому кораблю. Какой он? (Большой, красивый, блестящий). А еще он неисправный, что же делать?

                   Отремонтируем антенны (прикрепляют антенны к кораблю). Посчитаем, сколько антенн?

Отремонтируем окна-иллюминаторы. Для этого будем переворачивать их и по символам выполнять артикуляционные упражнения («Вкусное варенье», «Маляр», «Молоток», «Индюк»). Посчитаем окна.

Нужно отремонтировать пульт управления. Ребята, назовите 1 звук в словах луна, Лунтик. Звук Л поможет нам отремонтировать пульт управления.

(У детей в руках «кнопки» пульта управления). Нажимайте на кнопку, произносите звук Л.

Слушайте разные звуки, как только услышите звук Л – нажимайте на «кнопку». А У П Л М Н Л В Г Л    В слогах: Ма   Ла   Па  Ла   Му   Ну  Лу

Молодцы! Вот мы и помогли Лунтику отремонтировать его космический корабль!

4. Лунтик хочет что-то нам сказать, а мы не знаем его языка. Что же делать? Давайте выучим его лунный язык.

                       ла-ло-лу

                       лы-ло-ла

                       плы-пло-пла

                       кла-кло-клу

                       фла-флу-фло

5. Лунтик рассказывает, что космические пираты мешали ему фотографировать. Посмотрите, что получилось: фотографии предметов наложились друг на друга. Что вы видите? (ложку, молоток, пилу, метлу, иголку, лопату).              

6. Космические пираты хотели запутать Лунтика. Они давали неправильные вредные советы. Давайте поможем ему разобраться. (Картинки с изображениями ложки, молотка, пилы, иглы, лопаты давать детям в руки)

Совет 1. Кушай пилой! (ложкой)

Совет 2. Копай землю иголкой! (лопатой)

Совет 3. Шей платье метлой! (иголкой)

Совет 4. Подметай двор лопатой! (метлой)

Совет 5. Пили доску ложкой! (пилой)

7. Покажем Лунтику, как правильно действовать этими предметами. (Дети выполняют имитационные действия)

                     Подметаем мы метлой,

                     Платье шьем иголкой,

                     Доски пилим мы пилой,

                     Кушаем мы ложкой.

                     Лопатой мы вскопаем грядки,

                     Будет все у нас в порядке!

Космическим пиратам не удалось запутать Лунтика!

8. Посмотрите на еще одну фотографию. Это фотография Голубой планеты. Здесь все голубого цвета. Пираты испортили фотографию. Давайте вернем все картинки на место, скажем со словом голубой, голубая или голубое.

(Дети прикрепляют картинки: голубые облака, голубую елку, голубую белку, голубого волка, голубую лодку.)

- На чем плывет голубой волк?

- Где сидит голубая белка?

- Кто летит высоко в небе?

- Какие облака плывут по небу?

9. Посчитаем облака на Голубой планете. Давайте присядем на облачко, закроем глаза и представим, на что могут быть похожи облака. (Звучит песня «Облака – белогривые лошадки», на панно добавить картинки с изображением облаков, похожих на лошадку, слона, куклу).

Откройте глаза. На что похоже это облако? (Облако похоже на слона и т.д.)

Посчитаем, сколько теперь стало облаков.

10. Давайте пригласим Лунтика домой и угостим  его. (Дети садятся на стулья напротив экрана). Лунтик любит кушать продукты, в названии которых есть звук Л. Расскажите, что съел Лунтик. (слайды презентации «Накорми Лунтика»).

Какой из этих продуктов самый сладкий? (шоколад, пастила, клубника).   

Какой продукт самый полезный для здоровья? (салат, яблоко)

Почему? Потому что овощи и фрукты содержат большое количество витаминов, необходимых для здоровья человека. Кто ест овощи и фрукты, тот никогда не болеет.

Что произойдет, если есть много сладостей? (заболят и испортятся зубы).

11. Лунтику очень понравилось гостить у нас. Но он посмотрел на небо, увидел далекую звезду, и она напомнила ему о доме, о космических путешествиях. (Дети выполняют гимнастику для глаз со звездой.)

12. Лунтику пора собираться в дорогу. Давайте на память о нашей планете Земля сделаем ему подарок. (Дети приклеивают звезды на панно «Планета Земля»).

- Какая наша Земля из космоса? Какой цвет преобладает? Как вы думаете, почему голубого цвета больше? (80% всей территории нашей планеты занимает вода)

13. Скажем Лунтику: «До свидания! До новых встреч!» Лунтик в подарок нам дарит леденцы со своим изображением.

 

 

 

 


Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 младшей логопедической группе с использованием манкотерапии. (для детей с ОНР 2 уровня, дизартрией; ЗПР)

Лексическая тема: «Дикие животные».

Цели: 1. Развивать сенсорную базу речи.

           2. Пополнять и активизировать словарный запас по теме «Дикие животные».

           3. Обогащать речь детей глаголами.

           4. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику.

Задачи:

1. Пополнять импрессивную и экспрессивную речь детей глаголами.

2. Учить детей практически употреблять глаголы повелительного наклонения (глаголы 3 лица, ед. числа).

3. Закрепить умение детей соотносить слова – действия с соответствующими движениями.

4. Развивать речевой слух, внимание к речи.

5. Стимулировать речевую активность детей.

6. Формировать правильную воздушную струю.

7. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

8. Развивать графо-моторные навыки, мелкую моторику пальцев рук.

9. Обогащать тактильный опять детей.

Словарь: существительные: заяц, белка, медведь, мишка, медвежонок, волк, волчок, ёж, воробей, птичка, заяц, зайчик, зайка, лиса.

Глаголы: поздоровайся, поклонись, кланяется, повернись, топай, топает, хлопай, хлопает, беги, бежит, иди, идёт, садись, сядь, сидит, ложись, лежит, скачи, скачет, прыгай, прыгает, ползи, ползёт, покружись, кружится, повернись, подойди, танцуй, танцует.

 Оборудование: оформление кабинета в виде леса, игрушка «солнечный зайчик»,  мыльные пузыри, игрушки: заяц, белка, лиса, волк, волчонок, медвежонок, медведь, ёж; маски зайцев на каждого ребёнка, волшебный мешочек, силуэты: зайца, ежа, лисы, воробья, прищепки (большие и маленькие), музыкальное сопровождение, мелкие фигурки диких животных, лотки с манкой для каждого ребёнка, конфеты или печенье в форме медведя.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед: - Ребята посмотрите в окошко, какое солнышко! Яркое, тёплое. Солнышко посылает нам солнечных зайчиков, посмотрите, вот один из них прискакал к нам.

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку!

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка!

Прыг на носик, на плечо,

Ой, как стало горячо!

 - Лови, Настя, зайчика! Он горячий, бросай Олесе!

 - Лови, Олеся его! Он у тебя на голове, бросай зайчика Глебу!

 - Лови, Глеб, зайчика, он у тебя на плече! Бросай мне зайчика!

Он и прыгал, и резвился,

И со всеми подружился,

Веселится и играет,

В волшебный лес нас приглашает!

2. Формирование воздушной струи:

А в волшебный лес нас перенесут мыльные пузыри. (дети под музыку выдувают мыльные пузыри, наблюдают за ними).

3. Артикуляционная гимнастика:

Прогуляемся по волшебному лесу. Встретили медвежонка, посмотрим, что он делает?

«Медвежонок рот открыл, подержал, потом – закрыл!» (дети несколько раз выполняют упражнение).

Пошли дальше, встретили волка:

«Зарычал волчище, показал зубищи.

Он зубами щёлк, да щёлк, чтобы знали, кто здесь волк!» (упр. «заборчик»)

Увидели волчонка:

«А глупый маленький волчок

Пожевал свой язычок!» (дети кусают язык)

Пошли дальше, повстречали ёжика:

«Без тропинок, без дорожек

По лесу шагает ёжик,

Гриб нашёл огромный, фыркает довольно!» (дети произносят отрывисто ф-ф-ф).

Под ёлочкой увидели лису:

«В этом сказочном лесу повстречали мы лису!» (у лисы мордочка длинная, острая – дети выполняют упражнение «трубочка»)

«Лиса по лесу бежала, лиса хвостиком махала!» («Часики»)

А под кустиком прячется заяц:

«В животе у зайца пусто, угостим его капустой!» (имитация жевания)

На ёлке сидит белка:

«По веткам белка скачет, за щекой орешек прячет!» («Орешек»)

4. Динамическая пауза:

Солнечный зайчик предлагает детям превратиться в зайчиков и поиграть. Дети надевают маски зайцев.

- Нужно внимательно слушать стихотворение и выполнять задания для послушных зайчиков.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать!

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз!
     Заинька устал скакать,

     И присел он отдыхать.

     Зайка серенький сидит,

     И ушами шевелит.

Вот идёт лисичка,

Хитрая сестричка.

Побежали зайки,

Зайки – побегайки!

      Быстро к ёлочке беги,

      И назад скорей скачи!

      Ты на травку упади,

      Полежи и отдохни!

Отдохнул теперь вставай!

Повернись, улыбнись,

Покружись и поклонись!

5. Игра «Волшебный мешочек» (развитие ЛГ и ММ):

- Давайте сядем на пенёчки.

Нашли «волшебный мешочек». Посмотрим что в нём? Дети достают силуэты зайцев и прищепки (большие и маленькие). Логопед предлагает смастерить зайчиков. Дети прицепляют прищепки на силуэт зайца вместо ушей и лап. Логопед задаёт вопросы:

- Что умеет делать зайчик?  (прыгать, бегать, скакать, сидеть, есть, спать, шевелить ушами, смотреть, дышать, нюхать, грызть)

Далее аналогично даются силуэты лисы, ежа и воробья. Дети прикрепляют прищепки и подбирают слова – действия.

6. Игра «Мишка, сделай!» (развитие ЛГК)

Звучит музыка («идёт медведь»).

- Кто это к нам на поляку идёт?

Появляется большой игрушечный медведь в шапочке зайца. Дети угадывают, что это медведь.

Медведь: - Я хожу по лесу, корешки ищу, слышу, тут зайчики так весело играют, я тоже хочу с вами поиграть, вот и нарядился зайцем. Вы будете со мной играть?

Логопед: - Ребята, давайте попросим мишку показать, что он умеет делать?

- Мишка, поздоровайся!

- Мишка, топай! Что делает Мишка? (дети: «топает» или «Мишка топает» - в зависимости от речевых возможностей детей)

- Мишка, прыгай! Что делает Мишка? (ответы детей)

Аналогично с глаголами – поклонись, подойди к детям, попрыгай, хлопай, танцуй, кружись, повернись, ложись, садись, ползи.

После логопед предлагает детям самим давать задания Мишке. Дети просят Мишку сделать что-нибудь, Мишка выполняет. По ходу игры логопед задаёт вопросы что делает Мишка, дети отвечают.

7. Игра «Волшебный снег» (развитие ММ, графо-моторных навыков, сенсорных ощущений):

Мишка: - Ой, как с вами весело играть! А хотите я вам покажу, какой в нашем лесу волшебный снег? Он не тает в тепле и им можно играть без рукавичек.

Перед каждым ребёнком выставляется лоток с манкой. Логопед предлагает детям потрогать, какой этот волшебный снег на ощупь. Дети опускают руки в манку, пересыпают её, трогают, логопед даёт определения: «снег» мягкий, рассыпчатый,  приятный на ощупь, крупинки мелкие.

- Найдите, кто спрятался в волшебном снегу? (дети ищут закопанные мелкие игрушки диких животных, достают, называют, играют ими)

- Сделаем пальчиками следы (дети прикладыванием пальцев изображают следы)

- Нарисуем дорожки для зайца (дети рисуют пальцем дорожки – прямые и извилистые)

- Проложим тропинки (ребром ладони)

- Разделим снег на 2 части – в этой части будет жить заяц, а в этой – лиса (широкими движениями дети делят манку на 2 части).

- А теперь снова разровняем волшебный снег (выполняют).

- Спрячем зайца в нору (дети набирают манку в кулак и аккуратно насыпают на зайца.

- Нарисуем нашего Мишку пальчиком, ему будет приятно! (рисуют)

- А теперь насыпьте немного снега в баночку (у каждого ребёнка пластмассовая баночка), закройте крышкой и послушайте, как снежок шуршит (подносят к уху и трясут баночкой, слушая шуршание).

8. Итог занятия:

Логопед: - Нам пора возвращаться в детский сад из волшебного леса. Попрощаемся с животными. Ребята, вы помните, что нам помогло оказаться в волшебном лесу? (дети вспоминают про мыльные пузыри). Давайте снова подуем! (дети под музыкальное сопровождение выдувают мыльные пузыри).

Логопед: - Ребята, кого мы сегодня видели в лесу? (ответы детей).

- Что вам понравилось делать? (ответы детей; логопед помогает формулировать фразы, соответственно речевым возможностям каждого ребёнка).

 

Логопед хвалит детей, оценивает их деятельность, угощает детей печеньем в форме медведя.  


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 2 – 3 УРОВНЯ.

 

                                                                                                                                     (1ый год обучения)

ТЕМА: Приставочные глаголы.

ЗАДАЧИ:

1. Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу.

2. Учить детей самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

3. Обогащать и активизировать глагольный словарь детей.

4. Развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, быстроту реакции.

ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка- марионетка собачка, магнитофонная запись лая собаки, схема для образования приставочных глаголов, схематические изображения действий, декорации: лес, кусты, цветы, гараж, ворота, мост, река, домик, игрушки – зайчик, волк, бабочка, машинка.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках полукругом. Логопед сообщает детям, что сегодня на занятии они будут сочинять сказку. За дверью раздаётся лай собаки (магнитофонная запись). Детям предлагается угадать, что это за звук. После логопед вводит игрушку-марионетку собачку: «Как у вас тут интересно! Можно я всё посмотрю?» Логопед: «Бимка у нас в первый раз, давайте посмотрим, что он будет делать!» Логопед выполняет действия с собачкой, начинает предложение, а дети – заканчивают его, подбирая нужный приставочный глагол:

- Бимка к столу….. подошёл.

- Бимка от стола…. отошёл.

- Бимка  из группы…. вышел. И т.д. с глаголами пришёл, зашёл, обошёл, прошёл, перешёл, подпрыгнул, отпрыгнул, перепрыгнул, запрыгнул, спрыгнул.

Затем логопед предлагает кому-то из детей поводить Бима по группе, а остальным детям давать Биму задания, что сделать: «Бим, обойди вокруг Тани!» и т.д.

2. Знакомство со схемой образования приставочных глаголов:

Бим: «Как у вас тут интересно!» Логопед предлагает Биму позаниматься вместе с детьми.

Логопед: «Мы смотрели на Бима и говорили, что он делает, а сейчас посмотрите и послушайте, какие были слова: подо…шёл, за…шёл, при…шёл, вы…шел, обо…шёл, пере…шёл. Похожи слова друг на друга? Да! Меняется только начало слова, но из-за этого меняется сразу и всё слово!» В это время логопед производит действия на мольберте со схемой для образования приставочных глаголов и картинкой-символом действия «шёл» для наглядного закрепления материала.

Аналогичные действия со схемой, картинкой – символом действия «прыгнул» и словами: под…прыгнул, пере… прыгнул, от… прыгнул, за… прыгнул, с… прыгнул.

3. Динамическая пауза:

Бим: «Ребята, вы мне давали задания, что сделать, а теперь давайте поиграем наоборот – я вам буду говорить, что сделать, но выполнять задание надо только, если услышите слово «пожалуйста! Начинаем: Ребята, подойдите к шкафу, пожалуйста! Отойдите от шкафа! Подпрыгните, пожалуйста! Выйдите в спальню!» И т.д.

4. Закрепление материала на материале сказки:

Логопед: «Отлично мы поиграли, но я вам обещала, что сегодня мы будем сочинять сказку. А про что будет наша сказка, вы отгадайте!» (загадка про машинку). В это время на полу выставляются декорации. Логопед начинает рассказывать и производить действия с игрушками: «Жила-была на света маленькая машинка. Она очень любила путешествовать. Однажды рано-рано утром, когда все в доме ещё спали, машинка из гаража тихонечко…. (детям предлагается продолжить) … выехала, к воротам…. подъехала, за ворота…. выехала. И по дороге …. поехала. Ехала-ехала и к мосту … подъехала, на мост …въехала, по мосту… проехала, с моста… съехала. К лесу… подъехала и в лес… заехала. По лесной тропинке… поехала. На полянку… приехала. На полянке гуляли зайчик и бабочка. (Далее детям раздают роли игрушек – зайчика, бабочки, волка и машинки, дети самостоятельно производят действия, по ходу сказки). Зайчик к машинке …подбежал, а бабочка… подлетела. Зайчик вокруг машинки… оббежал, а бабочка - … облетела. Зайчик через машинку… перепрыгнул, а бабочка с цветка на машинку - … перелетела. Стали играть они в догонялки: машинка… уезжала, а зайчик и бабочка… догоняли, бабочка… улетала (зайчик убегал). Вдруг бабочка увидела, что приближается злой волк и тогда машинка за ёлку… заехала, бабочка за ёлку… залетела, зайчик за ёлку … забежал и притаились. Волк на полянку… вышел, к пеньку… подошёл, вокруг пенька… обошёл, от пенька.. отошёл, к кусту … подошёл, вокруг куста … обошёл, за куст… зашёл и никого там не … нашёл!  Обратно в лес … ушёл. Тогда бабочка из-за ёлки… вылетела, зайчик -… выбежал, а машинка - … выехала. Пора машинке отправляться в обратный путь: машинка попрощалась с новыми друзьями и по тропинке… поехала, из леса… выехала, по дороге … поехала, к мосту… подъехала, на мост… въехала, по мосту.. проехала, с моста… съехала, к воротам… подъехала, в ворота … заехала, к гаражу подъехала и в гараж… заехала. Так никто и не узнал про путешествие маленькой машинки.»

5. Итог занятия:

Логопед: «Ребята, вам понравилась сказка?» (ответы детей, что понравилось, запомнилось). Бим: «Я побегу скорей расскажу эту сказку маме и своим друзьям! И о своих приключениях  расскажу! До свидания, ребята!» Логопед: «А вы, ребята, сможете рассказать эту сказку маме и папе?  Молодцы! Нарисуйте дома в тетрадях картинку и расскажите сказку!»

 

 


Семейное развлечение в старшей группе «Приключения Мышки».

ЦЕЛИ

•        Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ.

•        Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей.

•        Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

* * *

Ведущий. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы приглашаем вас принять участие в веселом конкурсе «Говорилки». Нас ждут интересные задания, трудные испытания, шутки и веселье, хорошее настроение.

Появляется Мышка.

Мышка. Пи-пи-пи! И я хосю усяствовать в васем конкурсе! Я дазе стисок выусила:

Я люблю свою лосадку,

Присесу ей соску гладко,

Глебеском плиглазу хвостик

И велхом поеду в гости!

Здолово! Да?

Ведущий. Ой, что-то я ничего не пойму! Ты кто такая?

Мышка. Да это зе я! Мыска! Мне сказали, сто у вас тут плазник, стихи нузно читать, скологоволки говолить, а за это подалоськи дадут! Вот я и плисла!

Ведущая. Что-то, Мышка, мы тебя с трудом понимаем. Ты же не выговариваешь половину звуков, говоришь быстро, неразборчиво. Тебе сначала было бы неплохо поработать над своей речью.

Мышка. Как это полаботать над лечью? Сто я долзна делать?

Ведущий. Ребята, подскажите Мышке, что ей нужно делать, чтобы научиться правильно произносить звуки?

Дети. Делать гимнастику для пальчиков, язычка, проговаривать скороговорки, стихи.

Мышка. Где зе я этому научусь? Сто зе мне делать?

Ведущий. Не печалься! Мы с ребятишками тебе поможем. И родители тебе помочь не откажутся. Они целый год занимались со своими ребятишками, сами многому научились.

Мышка. Ой, как здолово! Сто нузно делать?

Ведущий. А начнем мы с того, что разомнем свои пальчики.

Дети показывают пальчиковую гимнастику. Родители и Мышка выполняют вместе с ними.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

А мизинчик-малышок

Сам забрался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя!

Мышка. Ой, как все интелесно! Я чувствую, как мои пальчики лазмялись и лвутся в бой!

Ведущий. Вот и хорошо! Тогда со следующим заданием ты наверняка справишься.

Конкурс «Золушка»

Родитель и ребенок получают тарелочку, в которой насыпан вперемешку рис и горох. Необходимо быстрее всех выбрать все горошины и сложить их в стаканчик.

Мышка. У меня все получилось! Интересно, что же дальше?

Ведущий. А теперь пора размять язычок. Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения.

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин — Язычок

На губу лопаткой лег.

( «Лопаточка».)

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

(«Облизывают губки».)

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

( «Часики».)

Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед.

(«Слоник, лягушка».)

Язычок стал маляром,

Аккуратно красит дом.

( «Маляр».)

На качелях оказался, Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)

Догадаться кто бы мог? Язычок наш, как грибок. ( «Грибок».)

Язычок гармошкой стал, Поиграл и не устал. ( «Гармошка».)

Надоели превращенья: Лижет язычок варенье. ( «Варенье».)

Любит он покушать сладко. После скачет, как лошадка. ( «Лошадка».)

Мышка. Как же можно запомнить все эти упражнения?

Ведущий. Нужно повторять эти упражнения каждый день и тогда быстро их запомнишь.

Мышка. Неужели и родители и дети уже запомнили все эти упражнения?

Ведущий. Сейчас проверим. (Просит поочередно детей и родителей показать то или иное упражнение.)

Мышка (начинает нервничать). Ой! Кажется, кошка идет!

Ведущий. Не бойся! Нет никакой кошки. Это наши детки-котятки поиграть захотели. Дети изображают котят (речь с движением).

Осторожно, словно кошка,

 От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

И опять свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки.

Мышка. Мне так все интересно! А еще что нужно делать, чтобы научиться выговаривать все звуки?

Ведущий. Еще нужно проговаривать скороговорки. Мы сейчас предложим родителям проговорить скороговорки. И не просто проговорить, а с орешками.

Родители получают листки со скороговорками, орешки и проговаривают скороговорки.

По бревну бобры бредут.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Филипп к печке прилип.

Наш Полкан попал в капкан.

Сыпь в суп всех круп.

Водовоз вез воду из водопровода.

Вор у вора веревку своровал.

Фотограф Пров готовил плов.

Паук под потолком, платок под колпаком.

Палку толкал лапкой Полкан.

Ежу на ужин мышонок нужен.

Жутко жуку жить на суку.

Рыжая лошадь ржала во ржи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ведущий

Засиделись мы немножко.

Может, позовем мы кошку?

Кошка любит танцевать.

Нужно нам ее позвать.

Дети зовут Кошку. Она вместе с детьми танцует танец (речь с движением).

Ведущий. Теперь можно отдохнуть и сказку послушать. Я ее буду читать, а родители показывать. (Читает сказку «Муха-Цокотуха», родители, выбрав себе костюмы, демонстрируют.)

Мышка. Очень мне понравилось на вашем празднике. Я вас прокачу на поезде. Хотите? Тогда садитесь!

Родители образуют тоннель, взявшись за руки, дети под музыка едут с Мышкой на паровозике.

 

Ведущий. Вот и закончился наш праздник. Спасибо всем за участие! Ждем всех на следующем празднике «Красивой речи». До встречи!


Совместная деятельность родителей и детей «Весёлые мячики».

Организация занятия совместно с родителями.

Цели: научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребёнком для развития общей и мелкой моторики; расширять словарный запас детей; развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление).

Оборудование: мяч с изображением лица человека; ножницы; клей; нитки; карандаши; фольга; мешочек с массажными мячами; коробка с мячами двух размеров (большой и маленький); большие мячи с ушками; четыре мяча

разного цвета и размера.

Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.

Дети закрашивают круги на листе бумаги.

Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?

Дети отвечают.

А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.

Дети и родители выполняют задание.

Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Сдуйте мячик с дороги.

Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.

А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота.

Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети дуют, загоняют мячики в ворота.

Пальчиковая гимнастика

Будем мячики считать.

Дети сжимают и разжимают все пальчики.

Этот мяч — он из резины.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Этот мячик синий-синий.

Этот мяч большой и красный.

Этот мяч такой прекрасный!

Будем мы его катать,

Выполняют круговые движения между ладонями.

Будем с ним мы играть.

Логопед показывает большой мяч с ушками и приглашает детей с ним проиграть (проводится игра на координацию речи и движения, развитие общей моторики). Каждая мама помогает ребенку сесть на мяч. Ребенок одновременно произносит слова и выполняет движения.

Раз, два — прыгай мячик,

Раз, два — и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

(Или)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой -

Не угнаться за тобой.

Дети, посмотрите, что нам еще принесли.

Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.

А теперь поиграем.

1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.

2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. (Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.)

3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.

4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.

5. Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и разожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими.

А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)

Дидактическая игра «Выбери мяч»

Логопед (таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?

Дети высказываются.

Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.

Сейчас мы будем передавать мяч друг другу.

Дети и их родители садятся в круг.

У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: осень какая?

Дидактическая игра

«Что это? Кто это?»

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по- другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.

Дидактическая игра «Поймай — скажи»

Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...

Логопед. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас?

Дети отвечают.

Итог занятия

Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь каждый возьмите по мячу с трубочкой и вставайте в круг.

Много с мячиком играли

И немножечко устали.

Встанем дружно все в кружок

И надуем мяч разок.

Сдуем мы его руками

И надуем снова сами.

Ловко вы мячи бросали,

В игры весело играли.

Все ребята молодцы!

Получайте-ка призы

 

Логопед угощает всех круглыми конфетками.


Конспект подгруппового логопедического занятия во 2ой младшей группе. (для детей с речевыми заключениями: ОНР 1 уровня, дизартрия, ЗПР или гр.ЗПР; моторная алалия; сенсо-моторная алалия).

Лексическая тема: «Игрушки»

Задачи:

1. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

2. Формировать правильную воздушную струю;

3. Развивать слуховое восприятие и внимание;

4. Развивать тактильное восприятие;

5. Развивать фразовую речь детей (отработка предложения из 2х слов «Это бубен»);

6. Формирование импрессивной речи: развитие понимания пространственного значения предлога НА; развитие понимания 1-ступенчатой инструкции;

7. Обогащение пассивного и активного словаря по теме «Игрушки»;

8. Развитие графо-моторных навыков;

9. Уточнение произношения гласного «А».

Оборудование: Логопедический бегемотик, волшебный мешочек, бубен, барабан, дудка, погремушка, колокольчик, ширма, бабочки на нитках, предметнее картинки цветов, платочки для каждого ребёнка, разрезные картинки «игрушки» с простыми разрезами на 2, 3, 4 части.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости? Поздоровайтесь!

Покажите как Топа ходит! (кулачками по столу дети имитируют ходьбу, проговаривая: «Топ» на каждый «шаг»).

2. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: - Посмотрите, какой у Топы язычок. Топа очень любит играть! Давайте вместе с ним поиграем!

·        «Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл!» (дети, подражая бегемоту и логопеду широко открывают рот и удерживают его открытым несколько секунд).

·        «Язычку так нравится: выбегать и прятаться!» (язык всунуть, спрятать).

·        «Устал язычок и лёг отдохнуть» (удерживать распластанный язык на нижней губе).

·        «Отдохнул и вновь играть: по дорожкам убегать!» (двигать узким языком из одного угла рта в другой).

·        «Тут лошадку увидал, на лошадке поскакал!» (поцокать языком).

3. Уточнение артикуляции звука «А»:

Логопед: - Ребята, а ещё бегемотик любит петь песенки, давай послушаем, какую песенку он нам споёт сегодня! А – А – А – А. Хотите спеть вместе с Топой? Надо открыть широко рот, язычок опустить вниз и голоском спеть – А – А – А. (дети выполняют задание по-одному и хором).

4. Игра «Волшебный мешочек»:

Логопед предлагает детям угадать на ощупь, что принёс Топа в волшебном мешочке. Дети по-одному ощупывают, угадывают и достают из мешочка музыкальные инструменты. Логопед спрашивает: - Что это? Ответы детей: - Это дудочка (Это бубен и т.д.) В соответствии с речевыми возможностями детей. Логопед помогает детям оречевлять действия и называть предметы.

Детям предлагается поиграть на музыкальных инструментах и послушать, как они звучат. По ходу игры ведётся беседа, что звучит, как звучит.

5. Игра «Куда села бабочка?»

Прилетели бабочки (каждому ребёнку – бабочка на нитке). На столе музыкальные инструменты. Логопед: - Бабочки полетели – полетели и… куда сели? (бабочки садятся на один из музыкальных инструментов) дети отвечают: - На бубен.

 - На барабан. И т.д.

Логопед: - Настя, посади бабочку на дудочку! Куда села твоя бабочка? (ответ ребёнка)  - Глеб, посади свою бабочку на колокольчик! Куда села твоя бабочка? И т.д.

6. Воспитание правильной воздушной струи:

Логопед предлагает детям подуть на бабочек легко, плавно, длительно, чтобы они красиво полетали и покружились. Следит за правильным выполнением, хвалит детей.

7. Динамическая пауза:

На ковре. Дети со своими бабочками выполняют задание: пока звучит бубен, бабочки летают по «полянке», когда звучание прекращается, дети должны посадить бабочек на цветы.

8. Развитие мелкой моторики: дети садятся за столы.

·        Наш Топа проголодался: «Бегемот голодный был и платок он проглотил!» Логопед показывает как Топа жуёт платок. Затем дети сами комкают одной рукой  каждый свой платок.

·        Топе пора домой, давайте покажем ему дорогу!

Логопед показывает, дети повторяют. Ладонь прижата к столу, пальцы разведены.

Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, осуществляя разминание одного пальца и проговаривая – «топ – топ». Затем смена рук. Топа прощается и уходит «по дорожке».

9. Разрезные картинки:

Топа «забыл» волшебный мешочек, логопед предлагает посмотреть, что в нём. Дети достают разрезные картинки по теме «Игрушки». Собирают по образцу.

10. Итог:

Логопед спрашивает детей, понравилось ли им играть с Топой, что понравилось делать, оценивает деятельность детей, хвалит их.

 

 

 


Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в старшей группе (для детей с ОНР 3 уровня с дизартрией).

Тема: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в                   единственном и множественном числе без предлога и с предлогом «У».

Лексическая тема: «Дикие животные».

Коррекционно-образовательные цели:

1.     Уточнить представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках.

2.     Расширить и активизировать словарь по теме «Дикие животные».

3.     Продолжать учить образовывать существительные родительного падежа в единственном и во множественном числе без предлога и с предлогом «у». Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные.

4.     Закрепить понятия о действии и предмете.

Коррекционно – развивающие цели: развивать связную речь, речевой слух, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление, мимику, воображение, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха.

Коррекционно – воспитательные цели: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: наборное полотно, плоскостные изображения диких животных,  их детенышей, перья, игры «Чей силуэт?», «Найди маму», «Чей, чьё?», корзина с орешками, эмблемы с изображением диких животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Закрепление  понятий о действии и предмете).

Дети и логопед стоят полукругом.

-Ребята, давайте представим,

Что в лес мы идем.

Скажите, кого можно встретить там? (ответы детей)

-А увидеть что можно в нем? (ответы детей)

-Правильно все, молодцы вы, ребята!

2. Психогимнастика.

Вот мимо нас (дети выполняют соответствующие движения)

Зайчишка скакал,

Остановился, ушки прижал.

Мимо летела старуха – ворона,

Каркнула вдруг! –

Испугался зайчонок!

Весь задрожал, затрясся бедняга

И пустился бежать без оглядки от страха.

3. Развитие дыхания.

А вот кто-то перья в лесу потерял.

Скажите, кто мог бы оставить их тут? (ответы детей)

Давайте подуем на них тихонько,

Чтоб они смогли полетать легонько.

4. Развитие психических процессов.

Шел как-то по лесу Гном

Было темно кругом.

Увидел Гном силуэты зверей.

Кого встретил Гном?

Отгадайте скорей! (игра «Чей силуэт?)

5Развитие лексико-грамматического строя.

(выставляются картинки животных, дети садятся на пенечки)

-Ребята, смотрите, кто это здесь?

-А где живут дикие животные?

-Почему их называют дикими?

-Давайте скажем кого же много в лесу? (полные ответы детей)

-А я слышу какой-то плач. Это детеныши наших животных потерялись. Они сразу отыщут своих мам, если вы им поможете (игра «Найди маму», пример ответа детей: «У волчицы волчата»).

Нашли мамы своих детей и отправились вместе на водопой.

6. Развитие общей моторики.

Жарким днем лесной тропой            -дети спокойно идут по кругу друг за     Звери шли на водопой.                       другом;

За мамой лосихой топал лосенок,    - идут, громко топая;

За мамой лисицей крался лисенок,  - крадутся на носочках;

За мамой ежихой катился ежонок,  - приседают, медленно двигаются вперед;

За мамой медведицей шел медвежонок, -идут вперевалку;

За мамою белкой скакали бельчата,    -скачут вприсядку;

За мамой зайчихой – косые зайчата,  -скачут на двух ногах;

Волчица вела за собою волчат,            -крадутся;

Все мамы и дети напиться хотят. –лицом в круг, делают движения языком.

                                                                        (Н.В. Нищева)

7. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Однажды в лесу стали звери шуметь,

Спорили громко лиса и медведь.

Спорили так, что чуть не подрались,

Спорили так, что сосны качались.

Помогите, ребята, подскажите скорей:

У кого есть копыта? У кого пушистая шерсть?

У кого лапы? У кого щетина?

У кого уши с кисточками?

У кого рога? У кого иголки?

У кого длинные уши?

У кого когти? (пример, «У медведя есть лапы»)

Разрешили звери спор

И отправились домой.

8. Развитие мелкой моторики.

У лисы в лесу глухом         -загибают пальцы на обеих руках на каждого  Есть нора – надежный дом.          животного;

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,   удары ладонями и кулачками поочередно.

Всем тепло, уютно в нем.

                                                               (Н.В. Нищева)

9. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Ребята, звери хотят поиграть с вами в прятки. Сами они спрятались, а видны только их части тела. Назовите: «Чей, чья?»

10. Итог занятия.

Все вы дружно отвечали,

Всем зверюшкам помогали,

Были ловкими и смелыми,

Были быстрыми, умелыми.

И за все ваши старанья

Звери очень благодарны.

 

(дети находят корзину с орешками).


Конспект подгруппового занятия для  старшей логопедической группы с ОНР 2, 3 уровня с использованием инновационных технологий.

Тема: "Домашние животные"

Цель:
Расширять словарный запас детей старшей группы по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии. 
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные задачи.
• Закрепление представлений о домашних животных. 
• Упражнять в словообразовании 
2.Коррекционно-развивающие задачи.
• Развивать мелкую моторику рук;
• Развивать слуховое и зрительное внимание, память;
• Развивать зрительный гнозис;
• Совершенствование грамматического строя речи. 
3.Коррекционно - воспитательные задачи: 
• Прививать любовь к домашним животным. 
• Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
• Развивать коммуникативную функцию речи.
                                                    Ход занятия:
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. 
Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает: -  Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки.)

2. Отгадай загадку: 
На “чужих” ругается. 
В своем же теремочке. 
Сидит на замочке. (Собака.) 

Она не буренка,
Но все же пока
Дает ежедневно
Кувшин молока.
Ей дай только волю -
Семь дней не пройдет -
Повсюду с деревьев
Кору обдерет. (Коза)

Рыльце лепешкой, 
С копытцами ножки, 
Толстое брюшко, 
Хвост, как стружка. (Свинья.) 

Кто меняет 
Молоко на сено? (Корова.) 

Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (лошадь)

Ходит печка, 
Вся в колечках. (Овца) 

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши. 
На охоту ночью выйдет,
И как днем все видит. 
Часто спит, а после сна,
Умывается она. (кошка)

– Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть?
Какие животные спрятались на картинки? 
(Свинья, коза, овца, корова, лошадь собака, кошка)
– А как можно всех этих животных назвать, одним словом? (Домашние.)
- Что общего, у всех этих животных? (все покрыты шерстью, у всех 4 ноги или лапы, у всех есть морда, хвост)
3. Игра “Кто так кричит?
Животные с нами разговаривали. Как корова голос подавала?
– Корова – мычала
– Лошадь – ржала
– Свинья – хрюкала
– Коза – блеяла
– Овца – блеяла
– Собака – лаяла
- Кошка – мяукала

4. Самомассаж
У вас на столах лежат массажные коврики.
Положите на коврики правую руку ладонью вниз, а левую ладонью вверх.
Выполняйте за мной движения, повторяя стихотворение.
На подворье нашем
Овцы и барашек,
Хрюшка с поросёнком
И коза с козлёнком.
Добрый пёс Трезорка
И корова Зорька. (дети выполняют различные движения на коврике)
Игра «Что забыл нарисовать художник? 
Кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждого животного? 
5. «ХОЗЯЮШКА» Координация речи с движением, развитие творческого воображения:
Наша-то хозяюшка (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Сметлива была,
Всем в избе работушку 
К празднику дала: 
Чашечку собачка (Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.)
Моет языком. 
Хрюшка собирает (Присели, наклоняют ритмично голову.)
Крошки под окном.
По столу котище (Встали, правой рукой делают движения к себе.)
Лапою скребет,
Половичку козочка («Метут» пол.)
Веничком метет.
6. Игра «Угощение»
- Вот какие хорошие и полезные животные у бабушки, давайте мы их с вами угостим (дети берут на столе картинку с изображением угощения и говорят, кого они угостят и чем «Я угощу кошку 
молоком»).

7. Игра «Каждое животное захотело позвать своего детеныша. 
Помогите им, выйти из домиков» 
«Жеребенок выходи из конюшни 
Поросенок выходи из свинарника. 
Щенок выходи из будки. 
Теленок выходи из коровника. 
Кролик выходи из крольчатника. 
Козленок выходи из козлятника.» 
8. «Каждая мама приласкала своего малыша. Назови ласково»
Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек и т.д
9. "4-й лишний" Первый вариант – использовать картинки, второй – на слух. 
Коза-свинья – волк – корова.
Кролик – заяц – лошадь – коза.
Давайте вспомним, кого мы сегодня видели, а поможет нам волшебный домик»
10. Мнемотаблица к стихотворению. 
Целый день паслись у сосен 
Две подружки Ме и Му, 
Мяу грел бочок на солнце, 
Бе весь день мешал ему. 
Кря купался рядом в речке, 
Кукареку песни пел, 
Гав валялся на крылечке, 
Хрю под кустиком сопел. 
А теперь скажите, кого из этого стихотворения мы не встречали. 
«Утку и петуха» 
11.Итог занятия.
О ком мы говорили на занятии? Оцениваются работы детей.